Как выйти из драки, сохранив лицо

Валерий Карбалевич, Радио "Свабода"
2 сентября 2013, 16:27
Калийная война между Беларусью и Россией быстро прошла информационную стадию и постепенно переходит в торговую. Первый реальный выстрел со стороны Москвы - приостановка поставок белорусской свинины.

Не менее опасны для Беларуси и угрозы российского вице-премьера А. Дворковича – сократить экспорт нефти в Беларусь и уменьшить импорт белорусской молочной продукции. Если Москва действительно сократит нефтяные поставки с 23 млн. тонн в год до 18 млн., то это будет сильный удар по бюджету. Ведь, как известно, продажа нефтепродуктов дает Беларуси около трети доходов от экспорта.

Не меньшие масштабы потерь могут быть в том случае, если сбудутся угрозы Г. Онищенко. Ведь за первое полугодие Беларусь экспортировала в Россию молочных изделий более чем на 1 миллиард долларов.

Итак, если конфликт вокруг "дела Баумгертнера" затянется, то Беларусь понесет реальные экономические потери. И здесь интересно, как различные эксперты отвечают на вопрос, каких целей стремился достичь официальный Минск, какие дивиденды получит от ареста гендиректора "Уралкалия". Диапазон вариантов очень большой. То ли белорусские власти действительно надеялись на 100 млн. долларов выкупа за освобождение Баумгертнера. То ли хотели перехватить клиентов у "Уралкалия". То ли получить выгодный кредит.

Боюсь, что реальность более проста, даже примитивна, и оттого действительно ужасна. У меня есть большое подозрение, что каких-то серьезных расчетов никто и не вел. По той простой причине, что в белорусской политике это давно уже не делается. Ведь Лукашенко никаких сложных схем, аналитических расчетов или концепций просто не принимает. Политика проводится, как он любит говорить, "от земли". То есть – на уровне повседневного сознания. Да и некому там заниматься аналитикой. Все, кто мог это делать, давно ушли. Исчезли генераторы, остались исполнители - ретрансляторы, единственная функция которых - заранее угадать, чего хочет "отец", и наперегонки бежать выполнять.

Поэтому, скорее всего, это была спонтанная реакция мести за российское "кидалово" по принципу: ввяжемся в драку, а там посмотрим. А в период эскалации конфликта, когда стороны отвечают ударом на удар, никто не знает, на какой границе остановиться. Кажется, сейчас главная проблема для официального Минска заключается в том, как выйти из этой ситуации, которую сами и создали, сохранив лицо. Возможно, здесь готовы удовлетвориться даже простым извинением со стороны "Уралкалия" за развал Белорусской калийной компании (БКК).

В заявлении А. Дворковича есть еще один увлекательный сюжет. Он сказал, что Россия не исключает привлечения к ответственности ряда лиц, имеющих отношение к поставкам из Беларуси нефтепродуктов под видом растворителей в третьи страны. А кто эти люди? Прежде всего руководители белорусского правительства.

И вот представьте ситуацию. На 17 сентября в Москве запланировано заседание Совмина Союзного государства. Приезжает туда Мясникович. И после разговора с Медведевым его задерживают в аэропорту как подозреваемого в деле о растворителях. На 72 часа. Никакой политики, только в рамках уголовного дела. Россия же, как известно, правовое государство. Как говорится, от нашего стола - вашему столу.

Несколько замечаний о юридической стороне конфликта. Странно выглядят обвинения в адрес российских граждан, управлявших БКК, ведь директорат компании формировался на паритетных основах. Как такое могло быть, что представители "Уралкалия" в директорате компании занимались махинациями, а белорусы ни при чем?

Более того, должность гендиректора БКК постоянно оставалась за белорусами. Именно генеральный директор подписывает все документы, отвечает за оперативное управление. Но председатель Наблюдательного совета БКК (который собирается несколько раз в год) - за решеткой. А гендиректор БКК Валерий Иванов недавно назначен заместителем руководителя администрации президента.

Еще один момент. Выяснилось, что при заключении соглашения о создании БКК не была предусмотрена процедура выхода участников из альянса. Поэтому сейчас трудно выставить "Уралкалию" юридические претензии. Как такое могло случиться? Для большого бизнеса это нонсенс. Просто ребята с Могилевщины, которые управляют страной "от земли", такими сложными вопросами не были затруднены. В колхозе так не принято. Договорились с российскими "пацанами" "по понятиям". А те оказались более наглыми - и "кинули". Теперь вопят.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Как выйти из драки, сохранив лицо