Валерий Карбалевич: Лукашенко испугался реакции номенклатуры


12 ноября 2013, 17:48
Почему так разительно переменилась тональность выступлений Александра Лукашенко на "Борисовдреве" и "Керамине"?

На вопросы "Белорусского партизана" отвечает политолог Валерий Карбалевич.

- У Лукашенко случаются противоречия, перемены даже в пределах одного выступления. Даже в одной фразе Лукашенко способен произносить взаимоисключающие вещи, противоречащие друг другу. Противоречия в выступлениях Лукашенко настолько привычное дело, что их воспринимают как нормальное явление.

Разница в заявлениях на "Борисовдреве" и "Керамине" вызвана одной причиной: Лукашенко сам испугался своей резкости. Обратите внимание: указ по итогам разноса на "Борисовдреве" оказался гораздо мягче, чем заявления на предприятии. Батуру не только не назначил директором "Борисовдрева", куда собирался его сослать под страхом уголовного преследования, но даже похвалил на "Керамине"; судя по всем, его попросту отправил на пенсию.

Лукашенко испугался номенклатуры. При всей резкости заявлений, при всей жесткости Лукашенко палку не перегибает. Номенклатуру нужно держать в страхе, но одновременно нужно подкупать, позволять определенные грешки. На многих чиновников Лукашенко имеет компромат, но не пускает его в ход: проще держать чиновников на крючке.

Поэтому на "Керамине" Лукашенко попытался открутить ситуацию назад, посчитав, что перегнул палку.

- Сегодня Лукашенко опять вспомнил о модернизации, потребовав ускорить ее. Возможно ли подходить к экономическим процессам с требованием "ускорить"?

- Прежде всего, хочу обратить внимание, что уже многие месяцы ни сам Лукашенко, ни должностные лица, ни официальные СМИ не употребляют термин "модернизация". Просто потому, что модернизация, мягко говоря, оказалась не очень успешной. На "Керамине" Лукашенко вернулся к этому термину лишь потому, что он оказался тем узлом, на котором завязан скандал вокруг "Борисовдрева".

Административная модернизация, или модернизация по команде не имеет никаких перспектив. По многим причинам. Во-первых, уже нет денег на ее реализацию. Нет нормальных бизнес-планов; красные директора не мотивированы, не заинтересованы в проведении модернизации.

И самое главное – любая модернизация должна основываться на серьезных экономических расчетах. Если вдруг удастся завершить модернизацию деревообрабатывающей отрасли, удастся ли найти рынка сбыта? Боюсь, что в итоге этих рынков может не оказаться. Нет ответа на самый главный вопрос: ради чего затеяна эта модернизация? Белорусская экономика встала перед теми же проблемами, которые погубили советскую экономику.

Сегодня Лукашенко говорил о модернизации, скорее, по инерции.

- Лукашенко опять призвал народ не бегать по обменникам, скупая валюту. "Вы бегаете по обменникам и ждете некой девальвации. Просто советую вам: не делайте этого и не ждите (девальвации)", - заявил Лукашенко. Лукашенко не ответил на главный вопрос: а чего нам ждать от полуразваленной экономики?

- Призывы не скупать валюту – нормальное явление. Девальвационные ожидания основаны на страхе. Решение успокоить ситуацию – нормальное явление. Во всем мире рынки, инвесторы, народы очень чутко реагируют на заявления властей. А курсы валют во многом основываются на психологических факторах.

Что ожидать нам? Есть разные варианты решения валютной проблемы. Девальвация – только один из возможных вариантов. Можно решить валютную проблему за счет внешних кредитов; например, если удастся оставить четыре миллиарда долларов таможенных пошлин за нефть в бюджете страны. Можно приватизировать активы.

Варианты есть. Но власть пока сама не знает, какой из вариантов выберет. Сейчас, похоже, власти пытаются балансировать между разными вариантами.

Пока еще Россия не дала ответ – предоставит ли Беларуси новый кредит ЕврАзЭс (не последний транш, а именно новый кредит). До сих пор не принят бюджет на 2014 год, хотя сроки уже давно поджимают. Пока Лукашенко никак не отреагировал на совместный план правительства и Нацбанка: ни зарубил его, ни утвердил. Окончательного решения еще нет.

- Вы говорите: власть должна успокоить народ. Одной рукой Лукашенко якобы пытается успокоить, а другой рукой готовит поборы с автомобилистов и так называемых "тунеядцев". Поверят ли ему белорусы?

- Если план правительства и Нацбанка осуществится – произойдет жесткое ограничение доходов населения. Уменьшатся доходы – уменьшатся возможности скупать валюту. Когда у людей не будет зарплат, не за что будет покупать валюту. Эти меры помогут хотя бы законсервировать ситуацию, не дав ей усугубиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Валерий Карбалевич: Лукашенко испугался реакции номенклатуры