У оппозиции не было нормального плана защиты реальных итогов голосования

Сергей Павловский, "Товарищ.online"
13 декабря 2013, 08:44
Ключевое событие президентской кампании 2010 года – массовые протесты на площади Независимости в Минске 19 декабря и их жесткий разгон силовыми структурами. Правозащитник, бывший следователь прокуратуры Олег Волчек и через три года уверен, что ни обычные люди, ни кандидаты в президенты не были причастны к беспорядкам на Площади.

"Все сказанное в государственных средствах массовой информации о беспорядках, погромах, раскиданных ломах не было подтверждено в рамках уголовного дела. Считаю, что в суде был доказан не факт массовых беспорядков, а мирный характер акции", - заявил Волчек в интервью сайту "Товарищ.online" в рамках проекта "Три года спустя: достижения и ошибки".

По его мнению, в суде не было представлено реальных доказательств, что кто-то из кандидатов "призывал захватить Дом правительства, сделать свой Майдан, закидывая палками милицию". "Были достаточно дипломатичные выступления. Это был протест интеллигентных людей, выражающих его своим нахождением на площади, а не беспорядками", - уверен правозащитник.

Именно поэтому, считает Волчек, белорусские власти до сих пор не могут оправдаться перед мировым сообществом за свои жесткие действия как по отношению к простым избирателям, так и кандидатам в президенты. "По прошествии трех лет я продолжаю считать, что произошедшее на Площади – это провокация спецслужб, за которой последовали превышения служебных полномочий со стороны правоохранительных органов по отношению к мирным гражданам", - отметил он.

Люди были незаконно осуждены как к административной, так и уголовной ответственности, уверен Волчек. По его мнению, к расследованию событий на Площади еще придется вернуться. "Со временем будет дана реальная правовая оценка действиям правоохранительных органов, следствия, рассказано обществу, что было в день выборов на самом деле", - сказал он.

Для Волчека "было шоком", когда он "увидел колонну людей, растянувшуюся от Главпочтампта до Октябрьской площади, что собралось столько свободных людей, которые не чувствуют страха". "Было видно, что народ адекватен, что беспорядков не будет, и в этом плане власти бояться было нечего. Не было подготовленных планов активных действий. Была культурная революция. Считаю, к часам шести утра люди бы сами разошлись, так как был сильный мороз. Никакого скандала, к которому подтолкнули действия силовых структур, просто не было бы", - уверен он.

Волчек полагает, что основная масса пришедших на Площадь 19 декабря 2010 года не причисляла себя к числу активных сторонников оппозиции.

"Просто пришли люди, чтобы выразить свой протест фальсификациям на выборах. Это был поступок в первую очередь для самих себя, своей совести, что ты смог выйти с протестом, несмотря на запугивания властей", - отметил правозащитник.

По его мнению, "все же это был протест визуального, а не какого-либо силового, давления на власть. Ведь очевидно, что нормального, единого, стратегического плана, как защищать реальные итоги голосования, у оппозиции не было. Они сами не знали, как продлить акцию на пять, десять дней. Я это сам видел, находясь на площади".

"Многие забыли, что надо было организовать охрану с повязками, как делала в свое время Партия БНФ. Ни народ не был готов к активным действиям, ни оппозиция не была готова к тому, что придет так много людей", - делает вывод Волчек.

Он отмечает, что "у каждого были свои амбиции, у каждого был свой план, каждый думал о своих структурах". "Не каждый хотел где-то уступить. Когда зарегистрировали много кандидатов, всем показалось, что именно он – единственный и правильный", - считает правозащитник.

Оппозиции, уверен он, "все заранее надо было продумывать, это не шутки – готовится к таким массовым акциям, чтобы потом в день выборов выяснять, кто главный, куда идти и что делать. Все это надо было планировать еще за год – полтора. Если вспомнить первый Майдан на Украине, то он готовился полтора года".

"Конечно, силовой разгон мирной акции стал очень сильным ударом для оппозиции и всего общества, - отметил он. - Кто-то уехал за границу, кого-то сосредоточился на своих личных проблемах и не хочет больше заниматься общественно-политической деятельностью. Но исключать массовых протестов в будущем все же не стоит".

По его словам, хотя власти вроде и контролируют ситуацию, но в определенный момент они могут просто вовремя не заметить, откуда возникнет всплеск оппозиционности и протеста. "Я бы не сказал, что власть полностью подавила протестный потенциал белорусского общества", - подчеркнул Волчек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ У оппозиции не было нормального плана защиты реальных итогов голосования