“Лукашенко уже давно выглядит, как пожилой и степенный человек, через несколько недель будет оформлять пенсию“

Андрей Суздальцев, politoboz.com
17 июня 2014, 08:19
Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами. (Лион Фейхтвангер)

11-12 июня А. Лукашенко совершил официальный визит в Сербию. В принципе, это событие было вполне ожидаемым.

Во-первых, визит белорусского президента был ответным. В 2013 году президент Сербии Томислав Николич совершил поездку в Беларусь, где во время переговоров с А. Лукашенко стороны обнаружили поразительное единство мнений по широкому спектру проблем, с которыми сталкиваются Белград и Минск. Естественно, 11 июня диалог на высшем уровне получил продолжение уже в Белграде, что позволило двум президентам извлечь определенные имиджевые дивиденды. Стоит напомнить, что нынешний президент Сербии испытывает определенные коммуникационные проблемы в Евросоюзе, а если вернее, то можно сказать, что он ощущает себя в Европе изгоем. Так что главы двух государств могли поплакаться друг другу в жилетку.

Во-вторых, зарубежный визит в Европу белорусского президента был запрограммирован, так как считался необходимым звеном в многомесячной кампании по легитимизации будущего пятого президентского срока А. Лукашенко.

Активная работа МИДа РБ, а также параллельная деятельность многочисленных зарубежных лоббистов режима А. Лукашенко стала приносить свои плоды еще осенью 2013 года.

Смягчение отношения Запада к Беларуси совпало с обострением украинского кризиса, что стимулировало определенную «разрядку» между Минском и, прежде всего, Брюсселем, который благодаря деятельности В. Макея и его заместителя Е. Купчиной стал относится к А. Лукашенко более лояльно. Но проблема была в том, что фактически А. Лукашенко использовал гражданскую войну на Украине в качестве политического прикрытия своего режима. Метод, признаться вполне топорный и не требующий серьёзных умственных усилий для его разгадки, но весьма удобный для Минска в данный конкретный политический момент.

Запад принял игру, демонстративно спокойно отнесся ко всем традиционным «фокусам» белорусского ЦИКа на местных выборах (в Минске выборы не состоялись) и фактически позволил Минску провести Чемпионат мира по хоккею. Все, как говорится, шло «как по маслу» и белорусское руководство уже потирало руки, рассчитывая, с одной стороны, получить от Запада поддержку в 2015 году, что делало А. Лукашенко едва ли не равноправным партнером Москвы, а с другой стороны ожидая гарантий безопасности для белорусского президента и его клана. Контакт с Евросоюзом обеспечивал возвращение Беларуси в систему балансирования между Евросоюзом и Россией, что предоставляло А. Лукашенко возможность и в дальнейшем в маятниковом режиме получать политические и ресурсные дивиденды как с Востока, так и Запада.


«Большой прогресс»

«Счастье» геополитического мародёра, формирующего свой успех на крови жителей, включая детей, Донбасса и Луганщины (это не в первый раз, стоит напомнить, что стартом референдума 2004 года о снятии конституционных ограничений по переизбранию на пост президента стало убийство детей Беслана), было столь близко, что за сутки до визита в Белград А. Лукашенко уже видел себя на европейском политическом подиуме в первых рядах: «Они поняли(!), что лучше иметь более или менее стабильную Украину и Белоруссию, чем вот такая война. …Европа, наверное, протрезвела и это начинает понимать… по крайней мере, со мной уже здороваются и разговаривают. Это тоже большой прогресс...» (http://www.vz.ru/news/2014/6/10/690828.html).

Белорусский президент, еще не отойдя от эйфории, охватившей его 7 июня на инаугурации пятого президента Украины П. Порошенко, где он сидел в одном ряду с вице-президентом США, европейскими президентами, а также попал на первые места в мировых лентах новостей, предвкушал прорыв изоляции и уже примеривал себя к мировым политическим форумам.

Но «прогресс» как-то очень быстро закончился. Едва ли не в тот момент, когда белорусский президент, как ребенок радовался, что с ним уже «здороваются и разговаривают» (это после двадцати лет президентства!) его коллега из Вашингтона, как говорится, недрогнувшей рукой подписал и направил на утверждение в Конгресс указ о продлении санкций в отношении властей Беларуси. Как говорится, «вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Столько кулуарных усилий В. Макеем было предпринято, сколько грязи на Россию Турчинову было вылито, сколько закрытой информации о Москве Киеву, а, следовательно, Вашингтону, было передано, а в ответ – продление санкций. Спасибо, как говорится, белорусскому МИДу.


Враги, кругом враги

В общем, указ Барака Обамы произвел отрезвляющее впечатление на белорусский правящий бомонд, в котором почему-то до сих пор считают, что предательство на международной арене предательством не является и даже может вполне прилично компенсироваться финансово-ресурсно и политически. Но в реальности, предатели являются расходным материалом и на долго никому не нужны, так как они только портят политический ландшафт. Так что как не хотелось А. Лукашенко попасть на празднование дня D в Нормандии и войти в общую фотографию мировой правящей элиты, оказавшись рядом с королевой Елизаветой II и тем же президентом США, место ему там не нашлось. Видимо, никто из президентов и премьеров рядом с А. Лукашенко на фотосессии стоять не захотел, чтобы не получить сокрушительный имиджевый ущерб.

Так что во время посещения столицы Сербии белорусскому президенту осталось только вернуться в традиционную позицию изгоя: «Знаете, я давно снял розовые очки, но меня удивила и поразила их позиция (лидеров стран Запада – А.С.). Они готовы были сделать все, чтобы сорвать этот визит... Я подумал: а зачем? Мы едем к вам как люди доброй воли. Как братья… Зачем против этого выступать? Встает вопрос: какие же цели тогда преследуют ваши западные партнеры, с которыми вы ведете диалог? Они что, хотят еще больше ослабить Сербию? Или они хотят блага для сербского народа? Если хотите блага, то зачем препятствуете? Мы приехали сюда не против кого–то, а чтобы сделать максимум в наших двусторонних отношениях, но не во вред нашим и вашим соседям». (http://www.sb.by/post/165620/).

При всей своей традиционности, данное заявление требовалось бы разъяснить, так как какой-либо открытой дискуссии или информационной кампании по поводу визита А. Лукашенко на берега Дуная отмечено не было, что, конечно, не отменяет контактов Белграда с Брюсселем по дипломатическим каналам.

Трудно представить, что визиту белорусского президента в Сербию предшествовал дипломатический скандал мирового масштаба, хотя возможно, что кто-то из ЕС и мог погрозить сербам пальчиком. Но не более…

Видимо белорусский президент, по традиции, пытается придать своим действиям столь глобальный характер, что в Москве, Вашингтоне, Пекине или Брюсселе рабочей день в правительственных кварталах и президентских резиденциях должен начинаться с обсуждения новых шагов или заявлений белорусского президента. Политическое чванство руководителя небольшой нищей страны, живущей от кредита до кредита от сердобольного соседа и не влияющего не только на процессы в регионе Восточной Европе, но и на основные процессы внутри собственной страны выглядит, как забавный анекдот.


Ложь

Однако от чванство до лжи всего полшага. Наблюдая А. Лукашенко два десятилетия, не перестаешь поражаться инстинкту власти первого белорусского президента. Старательно наращивая свою «значимость», белорусский президент иногда говорит поразительные вещи.

Вдруг выясняется, что в свое время М. Горбачев советовался с директором могилевского совхоза, или то, что белорусский президент иногда ловит сомов размером с белую акулу…

10 июня, за сутки до отлета в Белград, А. Лукашенко вдруг вспомнил в своем интервью белградской газете «Политика» о том, как он в 1999 г. готовил отправку в Сербию ракетно-зенитного комплекса С-300: «Да, мы, честно говоря, с господином Милошевичем рассматривали такой вид помощи. И не только С-300, но и помощь самолетами, мы уже разработали и маршруты» (http://ria.ru/world/20140610/1011438416.html#ixzz34im1qxJ2). При этом белорусский президент уверял, что для того, чтобы поставить в Сербию ЗРК, он был готов снять их в Беларуси с боевого дежурства.

Весьма вероятно, что появление С-300 под Белградом могло резко снизить эффективность натовских бомбардировок, но поставка так и не состоялась, так как, по словам А. Лукашенко, президент Сербии «не верил, что НАТО может решиться на такую агрессию» (там же). Причем белорусский президент заявил, что он, как великий провидец, предупреждал об агрессии НАТО: «После было поздно. С-300 не могли быть переданы, потому что началась блокада. Я предупреждал. Была бы агрессия или нет, вы должны готовиться задолго до нее» (там же). В общем, как всегда, наговорил-наболтал. Тем более, что Милошевич, давно ушедший в мир иной, слова А. Лукашенко подтвердить или опровергнуть не может…

Белорусский президент уже давно выглядит, как пожилой и степенный человек, через несколько недель будет оформлять пенсию, но своими фантазиями он до сих пор может обставить любого дошкольника…

Беда в том, что не было в 1999 году в Беларуси никакого ЗРК С-300. Нечего было снимать с боевого дежурства. За четыре года до описываемых в интервью А. Лукашенко событий, единственный, но все равно секретный учебный С-300, оставшуюся после распада СССР в Беларуси, первый белорусский президент, несмотря на протесты Москвы, шустро продал США, т.е. тому же НАТО за сущие копейки желая засвидетельствовать Вашингтону свое почтение. Эта история в 1995 году была широко известна, и автор этих строк лично за ней наблюдал.

ЗРК С-300 появился в Беларуси только в 2005 году, а 23 ноября 2006 года последние два дивизиона зенитно-ракетных систем ПВО С-300 прибыли из России в Беларусь. Всего за полтора года из России прибыли четыре дивизиона. Причем, эти ЗРК не были собственностью РБ, а передавались для использования в целях обеспечения ПВО Союзного государства. Между прочим, сейчас группировка С-300 в РБ удваивается, но столь желаемых Минском С-400 белорусская сторона пока не получит… Вдруг снова куда-нибудь перепродаст. Ручки у Минска уж очень шаловливые…

Так что в 1999 году А. Лукашенко никаких ЗРК С-300 в Белград передать не мог, так как у него их просто не было. С тем же успехом можно было обещать Белграду передачу белорусского авианосца, производства МТЗ или белорусских «Искандеров», собранных на МАЗе. Но сам факт того, что белорусский президент с легкостью распоряжается не только чужим имуществом, но даже соседским военным потенциалом, наводит на тяжелые мысли. Видимо тяжко А. Лукашенко в небольшой и практически беззащитной стране, хочется ядерной боеголовкой поиграться, новейшим оружием побряцать, судьбы мира в руках подержать. Буквально бредит…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ “Лукашенко уже давно выглядит, как пожилой и степенный человек, через несколько недель будет оформлять пенсию“