Ярослав Романчук: В белорусской экономике активно развивается гангрена

Федор Костров, "Товарищ.online"
11 июля 2014, 01:37
На днях глава Национального банка Беларуси Надежда Ермакова выступила с рядом оптимистических заявлений. По словам главной банкирши страны, у нас все хорошо - угроз для золотовалютных резервов нет, к концу года ситуация в экономике страны улучшится.

Надежда Ермакова уверяет, как сообщает "Интерфакс-Запад", что монетарные власти все просчитали, а поэтому простому человеку волноваться не надо:

Все просчитано, негативной ситуации не будет… Есть долги, которые мы можем рефинансировать, и мы их рефинансируем, а в принципе я надеюсь, что ситуация у нас улучшится, и будет даже лучше, чем сейчас. Эти надежды обоснованы расчетами. Нацбанк и Минфин имеют план и четкую стратегию действий. К концу года вы увидите это.


Откуда такой оптимизм у Ермаковой? Стоит ли ей доверять? Нужны ли Беларуси новые долги? Стоит ли говорить о профессионализме нынешних экономических властей?

На эти и другие вопросы корреспондент сайта "Товарищ.online" попросил ответить руководителя Центра Мизеса Ярослава Романчука.

- Оптимизм Ермаковой имеет примерно такую же природу, как оптимизм бывшего главы Нацбанка Петра Прокоповича в начале 2011-го. Три с половиной года назад сегодняшний вице-премьер пытался убедить население и бизнес в том, что белорусскому рублю ничего не грозит. Не успели стихнуть его слова, как Br-рубль провалился в пропасть, а цены рванули вверх. Надежда Ермакова тщетно пытается делать хорошую мину при плохой игре. Причем это, в основном, не ее, то есть Нацбанка, плохая игра. Не она виновата, что правительство провалило план по привлечению прямых иностранных инвестиций. Не Нацбанк виноват в том, что промышленность и сельское хозяйство оказались в минусе, и упал экспорт. Не Ермакова несет ответственность за стремительный рост складских запасов и низкую платежную дисциплину.

- То есть Нацбанк и Ермакова совсем ни при чем?

- Не совсем так. Нацбанк обязан просто указать на скандальное поведение "банка-небанка" - "Банка развития", который в условиях разбалансированного финансового сектора продолжает интенсивные финансовые спекуляции. Он обязан был бы активно влиять на темпы роста кредитов. Камень в его огород – это провал по инфляции. Ермакова сделала свое оптимистическое заявление в очень неподходящее время. Белорусские власти уговорили российский ВТБ дать нам очередной дорогой бридж-кредит (это как перехватить до зарплаты в ломбарде) в объеме $2 млрд.

- Что вас здесь настораживает?

- Буквально через неделю после выделения Нацбанк опубликовал данные по состоянию золотовалютных резервов. Оказалось, что мы целый $1 млрд. уже проели. То есть состояние белорусских финансов было такое, что без этих "пожарных" денег белорусский рубль мог бы уже обвалиться на 20-25% в июле-августе, потому что властям нужно было бы покупать валюту на внутреннем рынке или тратить ЗВР. Белорусы медленно, но все же учатся финансовой грамоте. Вкладчики особенно чувствительны к валютным операциям, к оценкам резервов. Когда такое происходит, естественно, резко обостряется желание снизить риски потерь из-за очередной девальвации. Надежда Ермакова отреагировала, но ее надежда на то, что ситуация будет даже лучше, чем сегодня, может иметь эффект тушения пожара бензином.

- И все же, Надежда Ермакова это не дядя Петя с овощебазы – не последний человек в стране и, вероятно, владеет информацией. Может, стоит ей доверять?

- Не корректно ставить вопрос о доверии к Надежде Ермаковой. Белорусские вкладчики ориентируются исключительно на одного человека – Александра Лукашенко. Объем депозитов в белорусской банковской системе (около Br40 трлн. и $7,7 млрд. – депозиты физических лиц на 1.06.2014) – это кредит доверия президенту. Даже если на должность главы Нацбанка назначить, скажем, директора Комаровского рынка или председателя Петриковского райисполкома, с вкладами ровным счетом ничего не произойдет. Белорусский финансовый рынок никак не отреагирует на такие экзотические назначения.

- Следовательно, по вашим словам, население доверяет президенту?

- Сегодняшнее доверие к Лукашенко носит условный характер. Вкладчики, особенно те, кто держит сбережения на Br-рублевых депозитах, как минимум, миллион долларов и больше, каждый день ставят свечки за здравие глава страны и его защиту Br-рублевой депозитной пирамиды. При этом самые профессиональные депозитчики реагируют не только на слова президента, но также на финансовые показатели, на состояние валютного рынка, на валютные резервы и потоки. Сегодня у них очень нервное время. Какими бы красивыми не были обещания Ермаковой, толку и пользы от них нет. Чтобы завершить "гештальт" красоты от Нацбанка, я бы предложил назначить на пост председателя этого органа госуправления мисс или миссис Беларуси. Тогда бы монетарная лапша на ушах была бы хотя бы красивой.

- Надежда Ермакова заявила, что Беларусь в сроки выполняет свои обязательства перед зарубежными кредиторами. Каким образом это происходит, мы видим. Целесообразно ли залазить в новые долги для того, чтобы гасить старые?

- Влезать в новые долги, чтобы отдать старые – это, как покупать новую партию наркотиков, чтобы избавиться от наркотической зависимости. Белорусские власти успешно "проели" десятки миллиардов долларов внешних кредитов и внутренних инвестиций. Сегодня даже среди номенклатуры не найдешь человека, который был бы уверен в том, что новые кредиты идут на развитие и давно назревшие структурные реформы. Новые валютные кредиты правительства и государственных предприятий под гарантии Совмина – это опасная авантюра.

- Почему же?

- Представьте себе натянутый на высоте 50 метров канат. Наши власти похожи на канатоходца, который опрокинул бутылку водки и в условиях сильного ветра решил доказать своей девушке, что он пройдет по канату 30 метров без страховки. Только в отличие от канатоходца у белорусских властей есть безотказная страховка – деньги вкладчиков. С ними белорусские распорядители чужого могут делать все, что угодно.

- Почему тогда, как вы считаете, они так поступают: требует Лукашенко к новым выборам стабилизировать ситуацию или это элементарный непрофессионализм?

- Ермакова поступает так, чтобы потом отчитаться перед Лукашенко, мол, Нацбанк принял все необходимые меры, в том числе меры по успокоению населения. Глава Нацбанка видит рост нервозности и напряжения в финансовой системе. Существуют реальные опасения, что летом усилится отток денег с рублевых вкладов. Поэтому она не может не реагировать. С другой стороны, Ермакова вынуждена нейтрализовывать растущие аппетиты государственных лоббистов. Поэтому она заявила о возможном снижении ставки рефинансирования до конца года.

- Разве это возможно – обеспечить одним высокие доходы по вкладам, а другим снижение стоимости кредитов?

- Это как одновременно обещать двум женихам выйти замуж. Когда женихи не знают друг друга, между собой не общаются, тогда какое-то время пудрить мозги можно, но мы видим, что условные женихи Надежды Ермаковой между собой активно общаются. Тот факт, что ее риторика не меняется может указывать на то, что она ни за кого замуж не собирается, а намерена лишь "кинуть" и первого, и второго.

- Что в такой ситуации власти должны делать, чтобы и ЗВР не рухнули, и долги новые не появлялись?

- Сможет ли алкоголик перестать пить от того, что его жена или дети скажут: "Папа, не пей, пожалуйста!" Едва ли. В Нацбанке, Совмине и Администрации президента есть профессионалы своего дела. Они не меньше нашего хватаются за голову, когда Совмин или Нацбанк делают одну глупость за другой.

- Ну, что-то мы не слышим их публичных заявлений… Может и у них самих проблемы с профессионализмом?

- Им не столько не хватает профессиональных знаний, сколько воли, твердости характера и принципиальности. Они не осмеливаются остановить лавину законодательного спама, которым систему засоряют отраслевые и региональные лоббисты. Они боятся профессионально и открыто оценить последствия безрассудного, безответственного лоббизма аграрных, строительных, промышленных или энергетических баронов. Небольшая группа качественных технократов внутри органов госуправления ведет себя, как кот Леопольд, но призывы "ребята, давайте жить дружно" вызывают у «крэпких» хозяйственников и «красных» директоров ехидные ухмылки и пренебрежительный смех. Поэтому никакие советы в этой ситуации не имеют смысла. Нужна системная, всеохватывающая профессионализация органов государственного управления и государственного корпоративного сектора. Мы давно упустили время, когда реформы можно было проводить относительно безболезненно. Сегодня в белорусской экономике активно развивается гангрена, поэтому благие увещевания "гангрена, пожалуйста, рассосись", абсурдны и опасны для будущего страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Ярослав Романчук: В белорусской экономике активно развивается гангрена