Новая российская угроза

Ярослав Романчук, Naviny.by
23 октября 2014, 14:49
Неприятности для экономики Беларуси пришли, откуда не ждали. Российская экономика попала в рецессию. Милитаризация, падение цен на нефть, война с Украиной, санкции и агрессивная коррупция — все эти факторы сделали свое дело. Экономика не выдержала и начала пятиться назад.

Кремль отреагировал предсказуемо — усилением государственного интервенционизма. Поддержка производителей дешевыми бюджетными кредитами, девальвация, кампания «покупай русское!», местный неформальный протекционизм — российское правительство резко активизировало свою роль в стимулировании инвестиционного и потребительского спроса. Иными словами, Кремль начал валютную, торговую и инвестиционную войну с чужими.

Несмотря на членство Беларуси в Союзном государстве и ЕАЭС, белорусские производители остаются чужаками на российском рынке. Они работают вне сферы российского рубля, не могут претендовать на дотации и субсидии из российского бюджета. Наконец, их справедливо считают конкурентами российские производители, которые являются бенефициарами новой российской политики. Они пользуются активной поддержкой федеральных и местных властей.

Новый подход Кремля к белорусским предприятиям 21 октября озвучил в Минске премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Его суть такова: «Вы нам свои активы, мы вам — сохранение интеграционного гранта».

Получив членство Беларуси в Евразийском экономическом союзе, Кремль решил усилить давление на Беларусь. На этот раз правительству Беларуси сложнее будет выкрутиться, потому что речь идет не о противодействии отдельным лоббистам, а об экономической политике России в целом. В 2015 году условия торговли с Россией для Беларуси резко ухудшатся. Полученная компенсация за налоговый маневр едва ли перекроет потери от «пожарных» мер Кремля.


Центральный банк РФ vs. Национальный РБ

Центральный банк России становится одним из основных источников потери ценовой конкурентоспособности белорусских производителей. Россия девальвирует свой рубль гораздо быстрее, чем Беларуси. Над Владимиром Путиным не висит дамоклов меч обязательства довести зарплату россиян до $1300 долларов. Российский бизнес и домашние хозяйства дедолларизировались в гораздо большей степени, чем белорусские. Руководителям Кремля в голову не придет устанавливать целевые показатели в американских долларах. Поэтому девальвация в краткосрочном периоде для России гораздо менее болезненна социально и политически, чем для Беларуси.

Центральный банк РФ наверняка этим воспользуется. При снижении цены нефти до ~$60 за баррель, увеличении расходов на ведение военных действий и рост бюджетных расходов на компенсацию субъектам хозяйствования от санкций российский рубль к концу 2015 года может подешеветь до 60-65 рублей за доллар. И это еще оптимистический сценарий.

Центральный банк РФ наверняка вернется к излюбленной практике переноса дополнительных издержек на население — к инфляции. 8-8,5% годовых в 2014 г. покажутся цветочками. Россия вполне может использовать опыт Беларуси по национализации убытков и увеличению инфляции до 20-25% в 2015 г.

Национальный банк Беларуси в очередной раз оказался между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, необходимо адекватно реагировать на изменившееся поведение российских властей, с другой — не допустить потери доверия президента и населения к Br-рублю в политически чувствительный 2015 год.

К инфляции 20-25% белорусские власти уже приучили бизнес и население, а вот к девальвации в 40-60% еще нет. Правительство стало заложником привитой населению привычки получать высокие доходы по Br-рублевым и даже валютным депозитам. Разрушение порочной культуры пролетарского рантье может вылиться в большие неприятности для банковской системы в виде оттоков депозитов на 2-3 млрд. долларов.

Нацбанк слишком слаб, чтобы позволить такое развитие ситуации. Поэтому, скорее всего, он будет выполнять политический заказ держать курс в режиме медленной, убаюкивающей девальвации, если не произойдет некий форс-мажор.


Кулак финансового лобби для Лукашенко

Белорусское руководство на свою голову зафиксировало целый ряд обещаний и плановых индикаторов в долларах. Поэтому сегодня установление рыночного курса Br-рубля к валютам основных торговых партнеров превратился из технократической задачи в политическую проблему. Состояние платежного и торгового балансов, динамика золотовалютных резервов и объем долгов указывают на единственное правильное решение — девальвация, выход на реальную рыночную стоимость Br-рубля. Однако она блокируется целым рядом крупных лоббистов.

Во-первых, это банки, которые прекрасно зарабатывают на процентных ножницах и скверной макроэкономической политике. Во-вторых, это закредитованные по уши государственные предприятия. В-третьих, это Минфин, который тоже заинтересован в искусственно дорогом Br-рубле, который помогает ему обслуживать валютные кредиты.

Для Александра Лукашенко этот кулак оказывается убедительнее, чем лоббистские потуги промышленности и сельского хозяйства. Не потому, что глава страны вдруг больше полюбил банки, а потому, что органы безопасности также выступают за сохранение валютной стабильности. Они явно недооценивают последствие новой экономической политики Кремля.

Ручное управление курсом Br-рубля с заметным отставанием девальвации — это удар в спину белорусским экспортерам. И это только часть проблемы. Не меньшая опасность таится в экспансии российских товаров на белорусский рынок. Политика центрального банка и правительства РФ позволит им временно удешевить товары, в то время как белорусы будут оставаться заложниками интересов финансовых групп и валютных должников.

Уже сегодня более половины промышленных предприятий страны в убытках, складских запасах и неплатежах. Потеря 15-20% выручки промышленных предприятий и АПК означает резкое ухудшение платежной дисциплины и рост долгов. При неадекватно завышенном курсе Br-рубля в 2015 году около 70% промышленных и 80% сельхозпредприятий без государственной поддержки будут убыточными и неплатежеспособными. Наибольшие проблемы будут у производителей грузовиков, машин и оборудования, двигателей, строительных материалов, с/х и бытовой техники. Тот бонус, который получил белорусский АПК в результате российского эмбарго на продукцию из ЕС, опять же съест ускоренная девальвация российского рубля.

В результате новой экономической политики Кремля в 2015 году Беларусь может потерять 3-5% ВВП. И это сценарий, когда Россия только начнет чихать. Если же она серьезно заболеет, потери Беларуси из-за сжатия спроса российского рынка и ухудшения условий торговли с Россией могут дойти до 6-9% ВВП.

Поскольку в соглашениях о создании ЕАЭС каждая из стран вольна проводить свою монетарную и фискальную политику, то Беларусь по закону едва ли сможет выставить претензии России. Кремль может парировать: «Хотите нейтрализовать риски нашей активной денежной и промышленной политики — переходите на российский рубль, продавайте нам свои предприятия, впускайте нас в энергетику и другие инфраструктурные сектора».

Симметричным ответом было бы увязка темпов девальвации Br-рубля с российским, но тогда нужно было бы принимать жесткие административные меры по удержанию вкладов населения в банках. Белорусское правительство едва ли сможет конкурировать с российским в плане бюджетной поддержки коммерческих проектов. Значит, остается только асимметричный ответ.

Лукашенко вновь придется пугать Кремль поворотом на Запад, требовать согласования макроэкономической политики и настаивать на компенсации для белорусской экономики от российской валютной и торговой войны. Так что медовый месяц в белорусско-российских отношениях после ратификации договора о создании ЕАЭС можно считать досрочно завершенным.


Справка.

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Новая российская угроза