Маргелов: До конца года до 10 тысяч ИП вынуждены будут сменить специализацию

Василий Корф, UDF.BY
18 апреля 2015, 08:28
Опыт тех людей, которые уже занимаются своим делом, показывает, что в последние годы (где-то с 2006-го) ситуация для предпринимателей меняется в худшую сторону. Поэтому люди, которые раздумывают сменить ли "работу на дядю" на "работу на себя", не видят явных преимуществ в индивидуальном предпринимательстве.

Такое мнение в интервью корреспонденту UDF.BY высказал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

- Какова, по вашему мнению, общая ситуация с предпринимательством в Беларуси?

- Мы раз в полгода проводим мониторинг "Индекс делового оптимизма" и опрашиваем более 500 предприятий со всех регионов Беларуси. Последние исследования показывают чрезвычайно низкий уровень положительных ожиданий. В то же время мы увидели чрезвычайно негативную оценку текущего положения – более 90% респондентов ожидают ухудшения ситуации.

- Власти любят говорить, что государство оказывает предпринимателям внимание. Действительно ли, происходит конструктивный диалог? Как оцениваете помощь государства развитию предпринимательства?

- Нельзя сказать, что диалога между властью и бизнесом нет. Он существует. Определенное внимание государство бизнесу уделяет. Другое дело, что предпринимательство не находится в приоритете государства. Сегодня наше государство в первую очередь пытается спасти крупные предприятия и вопрос выживания малого и среднего бизнеса – вторичен.

- Вы считаете, что взаимоотношения власти и бизнес-сообщества недостаточны?

- Безусловно. Это мы подчеркиваем все время. Очень тяжело проходят инициативы бизнеса. Здесь есть целый ряд причин. Государство, как правило, предлагает свою программу взаимодействия, а бизнес – свою. И уже на этой стадии находится множество непониманий, ведь у государства одни приоритеты, а у бизнеса - другие. Часто госорганы, если и ведут диалог с бизнесом, то делают это формально, только для того, чтобы отчитаться на верх– такая беседа была. Поэтому никакой конкретной отдачи от таких "посиделок", разумеется, нет. Что уж говорить о том, что полномочиями участия в процессах, которые происходят в деловой среде, государство сегодня делиться не спешит. Хотя разговоры об этом идут уже давно: нужны структуры; саморегулируемые, отраслевые, межотраслевые организации; нужна улучшенная координация действий…

- Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что в Беларуси только гультай не сможет заработать. Это так?

- Знаете, опыт тех людей, которые уже занимаются своим делом, показывает, что в последние годы (где-то с 2006-го) ситуация для предпринимателей меняется в худшую сторону. Особенно тяжело стало производственным предприятиям, которые практически не могут взыскать кредиторскую задолженность от наших крупных предприятий, от бюджетных структур. Можно ли в Беларуси заработать деньги? Конечно, всегда найдутся особо успешные предприятия, которые даже в нынешней ситуации зарабатывают.

- Власти замечают, что белорусы мало активные и тяжелы на подъем. Почему, по вашему мнению, наши граждане в основной своей массе не пытаются открыть свое дело?

- Повторюсь, заработать в Беларуси можно. Однако, если говорить в целом, сегодня можно говорить лишь о выживании бизнеса, чего не понимают ни чиновники, ни простые люди. Поэтому люди, которые раздумывают сменить ли "работу на дядю" на "работу на себя", не видят явных преимуществ в индивидуальном предпринимательстве.Поэтому и не идут.

- А, может, все гораздо проще, люди просто не знают, с чего начать? Но ведь первый шаг, по заверениям властей, сделать проще – под это даже деньги выделяют…

- Конечно, есть категория людей, которая не знает с чего начать, чтобы удержаться. Мировая практика показывает: если ты продержался на рынке два-три года, то сможешь и дальше работать – риск прогореть невелик. Если под этим ракурсом смотреть на нашу ситуацию, то, в первую очередь, должны были бы продержаться те, кто на рынке давно. Но этого, увы, сегодня сказать нельзя. В лучшем случае, эти предприятия стоят на том же уровне, а то и, уже не редкость, мы наблюдаем и сокращение штатов, и снижение объемов продаж (оказания услуг). Вы вспомнили о деньгах. Да, там есть небольшие деньги. Но, опять же, сказать, что их можно использовать на выгодных условиях – язык не поворачивается. Самые льготные кредиты, которые через Банк Развития выдаются под 28,5%. Это сверхдорогие деньги, потому что производству такие деньги отработать можно только, если найти супервыгодную отрасль. В Беларуси нет дешевых денег. Да и сама среда агрессивна.

- Объясните.

- Ну, построитевы производство, которое будет на конвейер нашего крупного предприятия поставлять продукцию, а оно вам платить не будет. И все на этом закроется. Очень много предприятий сейчас находится в тяжелейшем положении. Или, к примеру, занимались люди строительными услугами. Выполнили все необходимые работы, а теперь им годами подрядчики миллиарды не возвращают. Очевидная вещь: на рынке люди должны научиться аккуратно платить друг другу. Нельзя держать тех, кто не платит – их надо жестко с рынка уводить.

- Существует мнение, что абсолютное большинство белорусских индивидуальных предпринимателей занимаются торговлей. Но сейчас государство постепенно зажимает гайки. Многие предприниматели готовы уйти из бизнеса. Занимается ли ваша организация переобучением, рекомендует ли новые направления?

- Вопрос очень не простой. Для того, чтобы рекомендовать новые направления развития бизнеса, надо видеть, как будет развиваться предпринимательство в целом. Совет дать – не проблема, но нужно же будет за него позже отвечать. Сказать же, что абсолютное большинство предпринимателей занимается торговлей, было бы неправильно. Сегодня торговцев меньше половины. Основная проблема не в том, что государство закручивает гайки, а в том, что индивидуальные предприниматели в сфере торговли работают на падающем потребительском рынке. С одной стороны спрос населения не увеличивается (кое-где даже падает), а с другой - участников процесса становится все больше. Крупные торговые сети в сфере продовольствия (первая десятка) имеют больше половины торгового оборота страны. В результате получается, что доля рынка для предпринимателей достаточно быстро сжимается. Противостоять этим явлениям будет чрезвычайно сложно. Если бы у нас были развиты конкуренция, равные условия хозяйствования, то эти крупные торговые сети не так бы быстро развивались, а так они очень быстро захватывают рынки. По нашим оценкам, от 5 до 10 тысяч индивидуальным предпринимателям к концу уже этого года нужно будет думать о том, в какие другие сферы переходить.

- Что бы вы сегодня посоветовали тем, кто хочет открыть свой бизнес?

- Хочу сказать, что предпринимательство – это интересное и благородное занятие. Оно далеко непростое и не каждому дано этим заниматься. Но если вы чувствуете в себе силу, организаторские способности, энергию, то это ваше. Предпринимательство формирует и определенные человеческие качества и, в том числе, имеет потенциал для повышенного уровня благосостояния. Потенциальным предпринимателям необходимо пройти как минимум три стадии. Получить определенное хотя бы минимальное образование в этом направлении. Торопиться, что я вот сейчас парикмахерскую открою или объект общепита перекуплю – не надо. Достаточно даже будет закончить школу предпринимательства, ведь вузы не нацелены на комплексный подход именно предпринимателем быть – они дают более широкие знания. Второе – получить опыт, поработать на каком-то предприятии, посмотреть, как это все крутится. И только на третьей стадии я бы рекомендовал заводить свой бизнес. Тогда результат будет более перспективным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Маргелов: До конца года до 10 тысяч ИП вынуждены будут сменить специализацию