Возьмет ли государство на буксир Минский автозавод?

Николай Адашкевич, "Завтра твоей страны"
18 мая 2015, 11:22
МАЗ продолжает отступление с российского рынка.

Всю минувшую неделю на МТЗ и Минском автомобильном заводе, а также прилегающим к предприятиям территориям, в авральном режиме наводили порядок: готовились к визиту Александра Лукашенко. Однако глава государства 15 мая удостоил своим вниманием только тракторостроителей. Хотя у МАЗа проблем ничуть не меньше, чем у МТЗ.

В первом квартале текущего года поставки белорусских грузовиков в Россию существенно сократились. Согласно отчету ОАО "КамАЗ", за три месяца 2015 года доля МАЗа на ключевом для него российском рынке (в сегменте техники с полной массой 14-40 тонн) по сравнению с аналогичным периодом минувшего года уменьшилась почти на половину, и составила 4,8%. Это – один из самых низких показателей последних лет.

А вот главные конкуренты белорусов: КамАЗ и АЗ "Урал" наращивают свое присутствие на российском рынке. Производители автомобилей из Набережных Челнов за три месяца увеличили свою долю на внутреннем рынке с 45,6% до 54,1%, уральский завод -- с 7,8% до 13,6%.

В целом, российский рынок грузовых автомобилей продолжает «проседать». Продажи грузовиков с полной массой 14-40 тонн в первом квартале сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 58,8% и составили 6,8 тыс. единиц. Реализация среднетоннажников (8-14 тонн) упала на 57,9% (до 500 автомобилей).


МАЗу не дадут умереть?

Следует отметить, что еще несколько лет назад МАЗ был одним из крупнейших в мире производителей тяжелых грузовиков: выпускал 250 модификаций автомобилей. Примерно 80% своей продукции белорусские автомобилестроители продавали на российском рынке, успешно конкурируя с КамАЗом.Однако в последнее время Россия начала активно вытеснять МАЗ со своего рынка. С 1 января 2014-го в РФ был введен утилизационный сбор, который стал причиной резкого подорожания белорусских грузовиков и, как следствие, их неконкурентоспособности на российском рынке. По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году в Россию было продано менее 8 тыс. МАЗов, что на 22,7% меньше, чем в 2013-м. Падение продаж, естественно, привело не только к снижению производства, но и к сокращениям работников. Только за девять месяцев прошлого года руководство предприятия отправило по домам свыше 2,1 тысячи человек (больше 10%).

В конце марта было объявлено, что Минский автомобильный завод останавливает главный конвейер на 10 дней. По мнению экспертов, проблемы МАЗа негативно отражаются на работе белорусских предприятий машиностроения, металлообработки и многих других. Если полностью остановится Минский автозавод, то без работы останутся десятки тысяч белорусов. Власти прекрасно понимают: чем чреват кризис на МАЗе. Особенно накануне президентских выборов. Поэтому деньги на поддержку автомобилестроителей, скорее всего, найдут. Правда, глобальные проблемы предприятия временная подпитка не решит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Возьмет ли государство на буксир Минский автозавод?