Беларусь в одностороннем порядке ввела санкции против импорта


2 сентября 2015, 08:42
Беларусь в одностороннем порядке ввела санкции против импорта и обманула бизнес, дополнительно введя государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения. Так оценивает Анатолий Змитрович постановление Совета Министров №666 от 6 августа 2015 года, которое вступило в силу 28 августа.

Что стоит за постановлением правительства №666? Причины и последствия появления нормативного документа в интервью "Белорусской правде" анализирует директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович.

- При вступлении в Таможенный союз Беларусь подписала различные соглашения, в том числе и по техническому регламентированию. Тогда отменили гигиеническую экспертизу на безопасность продукции, потому что процедура сертификации включала исследования в лабораториях на безопасность продукции. Какой смысл делать параллельную работу? На встречах в Министерстве экономике, в других государственных учреждениях предпринимателям говорили: вам же не надо делать гигиену, вы сделали сертификат – и до конца срока его действия вы будете реализовывать товар. А сертификат выдается, как минимум, на 3-5 лет.

А сейчас правительство дополнительно вводит процедуру государственной санитарно-гигиенической экспертизы – исследования на безопасность на «товар из третьих стран», который попадает на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Товар, произведенный в России, в Казахстане, не должен проходить экспертизу: мы изначально знаем, что в этих странах производится безопасный товар.

- Что означает для предпринимателей и юридических лиц возвращение экспертизы?

- В самом постановлении написано: «…в рамках административных процедур для юрлиц и индивидуальных предпринимателей вводится государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей гигиенического заключения (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации). Постановление вступило в силу с 27 августа.

Задумайтесь: «в рамках административных процедур» – здесь вся собака и зарыта! Получается, что раньше рамки существовали, но процедура не вводилась – значит, Республика Беларусь сама нарушала законодательство. А если эта процедура не находилась «в рамках»? Следовательно, это дополнительная процедура на территории Беларуси. А где документ, который расширил рамки административной процедуры? А такого документа нет.

- Зачем Беларусь ввела дополнительную процедуру?

- Это введение санкций против товара из третьих стран, против импорта.

Правительство нарушило и беларуское законодательство, и законодательство Таможенного союза. Например, предприниматель-оптовик ввез товар из третьих стран, заплатил платежи, сделал сертификаты и спокойно реализует товар на территории России и Казахстана. Но если этот товар у россиянина покупает предприниматель из Беларуси, ему придется пройти еще одну административную процедуру, чтобы реализовать товар. Постановление №666 создает неравные условия хозяйствования для стран-участниц Евразийского экономического союза. Нарушен основной принцип ЕАЭС: свободное перемещение и реализация товаров – для России и Казахстана свободное, для Беларуси – опять не свободное.

Я бы по-другому сформулировал преамбулу к постановлению №666: «В нарушение ранее подписанных межгосударственных соглашений о создании Таможенного союза и Евразийского экономического союза Республика Беларусь в одностороннем порядке установила новые правила реализации товара из третьих стран, перемещенного на территорию Республики Беларусь».

Более того, правительственное постановление нарушает директиву №4: там четко прописано, что если вводится нормативный документ, меняющий условия ведения бизнеса, то этот документ проходит процедуру обсуждения в предпринимательских структурах. Никакого обсуждения не происходило.

- Как повлияет постановление №666 на ведение бизнеса в Беларуси?

- Уже повлияло. Оптовики за полгода заключают контракты на поставки продукции с Китаем, Турцией, Вьетнамом. Оптовики уже сейчас заказывают зимний товар, рассчитывают, какие процедуры им следует пройти, чтобы определить конечную цену продукции. А здесь дополнительно вводится государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства. Все ранее подписанные контракты оказались под угрозой.

Если сертификат делается на продукцию определенного производителя, продавец имеет право три года продавать его товар. В нашем случае сертификат делается на одну парию товара! Взял вторую партию товара – через три месяца обязан делать новый сертификат.

«Допускаются испытания по типовому представителю, типовому образцу однотипной аналогичной продукции одного изготовителя с последующим распространением на всю группу… количество типовых образцов составляет 30% от заявленного перечня», устанавливает Совмин. Хоть ты убей, не пойму: кто станет отдавать 30% товара под нож?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Беларусь в одностороннем порядке ввела санкции против импорта