Девальвация власти Лукашенко

Валерий Карбалевич, белорусская служба радио "Свобода" / перевод UDF.BY
22 апреля 2016, 09:31
Формат президентского послания предполагает откровенный разговор с обществом об актуальных проблемах. Пусть даже и не совсем откровенный, но, во всяком случае, это должно быть серьезное объяснение государственной политики населению. Только в таком случае подобное мероприятие имеет смысл.

И что мы имеем сейчас? За два года средняя зарплата в стране в валюте уменьшилась почти вдвое (в 2014 году она была свыше 600 долларов, а на 1 марта 2016 года сократилась до 307). В любой стране это признак экономической катастрофы. Плюс массовое прекращение производства, сокращения на предприятиях, рост коммунальных тарифов, увеличение пенсионного возраста и другие кризисные явления. Ситуация в чем-то похожа на начало 1990-х годов. Для значительной части белорусов единственная надежда, опора, от которой ждут спасения, — это государственные институты. Люди надеялись, что будет наконец сказано, в которую яму попала страна, что привело к этому и как будем выбираться.

Но не дождались. Содержание послания свидетельствует о том, что руководство государства и народ живут в разных реальностях. Надо было случиться этому кризису, чтобы увидеть, что на искренний, хотя и трудный, разговор с народом Лукашенко то ли не способен, то ли не готов к нему. Вместо ответа на вопросы, которые их волнуют, люди услышали привычные пропагандистские тезисы. Вроде того, что население не возражает против повышения пенсионного возраста.

Не прозвучало признания самого факта социально-экономического кризиса. Лукашенко ограничился неуклюжим эвфемизм, вроде «темпы развития замедлились». На самом деле давно уже нет никакого развития, специалисты рассуждают о масштабе падения. Как писал сатирик, «спад пошел вверх». Глава же государства делает вид, что ничего не происходит.

Если нет кризиса, то странно было бы рассуждать об анализе его причин. И, разумеется, не может быть ответа на вопрос — что делать? Если нет признания катастрофы, то нет смысла и размышлять, как из нее выбираться. Поэтому не надо никаких перемен, реформ, будем продолжать прежний курс. В результате мы услышали стандартный набор призывов, требований: «повысить», «углубить», «расширить» и «улучшить». Хотя в течение всего выступления Лукашенко сам же приводит примеры, которые свидетельствуют, что прежние методы правления не работают. Например, мы узнали, что власти, госсектор не могут предложить окупаемые проекты не только под китайские кредиты, но уже и под кредиты Всемирного банка.

Или вот еще. Как повысить эффективность науки, перейти к инновационному производству? Правильно. Написать еще одну программу.

Все эти рассуждения мы слышим уже почти 22 года. И чем дальше, тем меньше они кого-то трогают. Белорусы привыкли не только к девальвации рубля. Происходит девальвация слов, речей, они ни на что не влияют.

Более того, когда политик, который в силу своей должности должен брать на себя ответственность, принимать назревшие решения, пытается делать вид, что все нормально, ничего делать не надо, — то происходит уже девальвация власти. А лидер, который уклоняется от ответственности, не хочет решать проблемы, объективно теряет доверие. О чем и свидетельствуют результаты мартовского социологического опроса.

А само президентское послание перестает быть событием общественной жизни. И превращается в пустой ритуал.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Девальвация власти Лукашенко