Белорусов все меньше тянет к России

Анастасия Беленькая, "Завтра твоей страны"
8 июля 2016, 08:46
«Качели» геополитических ориентаций белорусов продолжают движение «в сторону Европы» — таковы данные июньского соцопроса, проведенного НИСЭПИ.

На гипотетическом референдуме о вступлении в Европейский союз «за» сегодня проголосовали бы 27.5%, «против» – 50.3% (в марте 23.4% vs. 53.9%, в декабре 19.8% vs. 56.1%). Этот тренд подтверждается и ответами на вопрос о выборе «или-или»: если в декабре «за» объединение с РФ было 53.5%, а за вступление в ЕС – 25.1%, в марте 48% vs. 31.2%, то сегодня 42% vs. 34%.

Иными словами Россия становится все менее привлекательной для наших сограждан. Почему массированная российская пропаганда больше не действует на умы белорусов? И как скоро большинство наших граждан сделают выбор в сторону Европы?


«В ближайшие 10 лет эти отношения должны перевалить в сторону ЕС»

Директор Института политических исследований «Палітычная сфера» Андрей Казакевич уверен, что нынешнее движение белорусов в сторону ЕС связано в основном с тем, как белорусско-европейские отношения преподносятся сегодня в отечественных медиа.

— Изменение динамики общественного мнения в Беларуси сильно медиатизировано. И в этом вопросе особенно. Поскольку сейчас картинка, которую показывают белорусские СМИ, и в целом состояние белорусско-европейских отношений лучше, о них позитивно пишут и говорят, это вызывает рост проевропейских настроений, — уверен политолог.

Причем даже российские СМИ с их массированной пропагандой и насаждением «русского мира», по мнению эксперта, не способны переломить эту ситуацию.

— Эти настроения зависят от внутреннего информационного контекста даже больше, чем от реального положения дел в Европе, тех сложностей, которые испытывает сегодня Европейский союз, или той же российской пропаганды. По крайней мере, именно национальный контекст очень сильно влияет на общественное мнение, — подчеркивает Андрей Казакевич.

А информационный контекст сегодня благоприятен для белорусско-европейских отношений. И за последние полгода он еще больше улучшился.

— СМИ говорят про движение Беларуси на Запад, рассказывают, что у Беларуси и ЕС в отношениях все хорошо. Тогда как в России, все видят, что ничего хорошего не происходит. Да и в информационном контексте у нас есть сложности во взаимоотношениях: кредит она не дает, нефть «зажимает» и в целом не очень хорошо себя ведет. Это все влияет на отток людей из пророссийского лагеря, — считает эксперт.

Однако могут ли смена риторики властей и определенные политические события сразу же заставить белорусов переметнуться из одного лагеря в другой?

По мнению политолога, такие изменения можно будет наблюдать в краткосрочном периоде, но не в долгосрочной перспективе.

— Если посмотреть долгосрочные тренды, то за 20 лет пророссийские настроения постоянно падают, а проевропейские постоянно растут. Хотя мы так и не избавились от геополитических качелей в общественном мнении, и большинство так и не определилось, куда же все-таки идти – на интеграцию с ЕС или с Россией. Но в любом случае долгосрочный тренд не изменится, он так и будет идти в сторону Европы, — отмечает Андрей Казакевич.

Тогда сколько же лет понадобится еще белорусам, чтобы они окончательно смогли сделать свой выбор в пользу Европы?

— Думаю, в ближайшие 10-15 лет, если ничего существенно меняться не будет, эти отношения должны перевалить в сторону Евросоюза, — считает эксперт. — Хотя тут делать прогнозы сложно. Все будет зависеть от того, в каком состоянии будут находиться наши соседи, как будет развиваться ситуация в ЕС и скоро ли он преодолеет кризис. Опять-таки мы не можем наверняка знать, что будет происходить в той же России. Но в любом случае стоит понимать, что изменение настроений людей еще не будет означать обязательное изменение политического курса, — подчеркивает политолог.


«Наши «европейцы» — это европейцы в кавычках»

Между тем эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс) Сергей Николюк считает, что нынешние колебания в геополитических приоритетах белорусов особо ничего не значат.

— Не обращайте на это внимание. Это текущие детали, которые связаны в основном с медийными событиями. Я повторю слова социолога Юрия Левады: у нас нет общественного мнения, а то, что мы фиксируем в опросах, – это эхо медийных событий. И нынешние цифры – это отголосок того, что на западном направлении пошло потепление, что со стороны главного нашего ньюсмейкера Александра Лукашенко в последнее время нет резких высказываний против Запада, — говорит эксперт.

Социолог связывает «европейский» или «российский» выбор белорусов с рейтингом Александра Лукашенко. Причем, именно за счет его сторонников и происходят колебания в ту или иную сторону.

— Противники Лукашенко – это люди более молодые, люди, живущие в больших городах, с высоким уровнем образования. То есть те, кто в состоянии сам выстраивать свою жизнь и кому авторитарное государство мешает. Вторая группа людей – а их большинство – это те, кто без опеки патерналистского государства выжить не может. И поэтому когда Александр Григорьевич колеблется с точки зрения геополитики, это влияет только на его потенциальных сторонников. Вот за счет мелких колебаний в этой группе мы получаем общий результат. А та часть, которая его принципиально, мягко говоря, не любит, будет стоять на своем, вне зависимости от того, что он говорит, — считает Сергей Николюк.

Социолог напоминает, что даже в 2006 году, когда зарплаты росли и с ресурсами не было проблем, все равно 25-26% голосовали против Лукашенко. И это как раз те люди, которые выступают за европейский выбор Беларуси.

— Это его твердые противники и на них он повлиять никак не может. Точно так же, как оппозиция не может повлиять на большинство. Это два берега одной реки, которые между собой сильно разнесены, — подчеркивает эксперт.

Между тем социолог предостерегает от желания излишне идеализировать тех, кто говорит о своих европейских приоритетах. И статистические цифры – это еще не показатель сознательного выбора белорусов.

— Наши «европейцы» — это такие европейцы в кавычках. Это тот, кто во многом декларирует свою европейскость: «Вы в Европу?» — «Да, мы в Европу!». При этом он сидит на диване и ему там удобно. А если его сейчас бросить в Европу и заставить принять те принципы жизни и ответственность за самого себя, так неизвестно еще, сколько этих «европейцев» останется, — считает эксперт.

Так сколько же должно пройти времени, что белорусы изменились в своем сознании?

— Если будет идти так, как оно идет, то этого не произойдет никогда. За 20 лет движения в этом направлении вообще ничего не произошло, — заключает Сергей Николюк.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Белорусов все меньше тянет к России