Четвертый референдум: Лукашенко действует по принципу “чем раньше, тем лучше“


30 ноября 2016, 19:52
Иллюстративное фото с сайта TUT.BY
Призрак нового конституционного референдума приобретает осязаемые очертания: речь идет об увеличении срока президентских полномочий с нынешних 5 до 7 лет, переходе на пропорционально-мажоритарную систему выборов депутатов и увеличении их срока полномочий с 4 до 5 лет.

Готовится референдум об объединении Беларуси и России?

О вероятности очередной «корректировки» Конституции Александр Лукашенко заявил 7 октября на встрече с депутатами 5 и 6 созывов:

«Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем».


Лукашенко меняет Конституцию, чтобы передать власть старшему сыну?

Планы Лукашенко изменить Конституцию вызвали целую волну версий, которые пытаются объяснить такое желание: белорусский руководитель готовит в преемники старшего сына Виктора Лукашенко, планирует получить пожизненное президентство и вечный иммунитет. Существует также версия, что в результате изменений Конституции срок президентских полномочий может увеличиться с 5 до 7-8 лет, как в Азербайджане, а возрастной ценз для участия в президентских выборах снизится с 35 до 30 лет. Если Лукашенко протянет до 80 лет, тогда власть можно передавать 30-летнему Николаю.

Белорусскую Конституцию перепишут под Николая Лукашенко?

Бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов уверен: время поджимает белорусскую власть — надо спешить.

Владимир Некляев: Место Лукашенко становится опасным Ему нужен преемник

Доктор юридических наук, профессор Михаил Пастухов ответил на вопросы Беларускай праўды.

- Я считаю, что новый конституционный референдум – весьма реальная перспектива. Предложение ЛДП, озвученное на днях, явно «подслушано» в коридорах власти.

Референдум предлагается совместить с местными выборами, которые должны пройти не позднее 20 февраля 2018 года, — вполне подходящее время для того, чтобы еще раз поправить Конституцию. И не только увеличить сроки полномочий депутатов и президента, но изменить и сам порядок избрания президента: уже не путем всенародного голосования, а через парламент. Такой сценарий намного проще, дешевле и надежней.

- Насколько законен сам конституционный референдум?

-После прошедших референдумов вопрос о законности уже неактуален. Тем не менее, через референдум можно вносить поправки в Конституцию. Возможно, власти предложат в довесок «подарки» для народа и для Запада: на референдум могут вынести вопрос об отмене смертной казни, об учреждении должности уполномоченного по правам человека, можно отменить и верхнюю палату парламента – она лишняя, могут предложить поправки в избирательную систему – переход на пропорционально-мажоритарную систему, о чем тоже говорят в ЛДП. По большому счету, возможны очередные значительные поправки в Конституцию, которые представляют выгоду действующей власти.

- Насколько целесообразно проводить референдум в нынешних условиях? В голодные годы любая активизация населения чревата бунтами, как говорит Дмитриев.

- Голод голодом, а власть удерживать надо. Главная цель референдума – укрепление действующей системы власти. Перенос референдума на более поздний срок проблематичен – экономическая ситуация ухудшается. Поэтому белорусское руководство действует по принципу «чем раньше, тем лучше». К тому же лучше провести референдум до президентских выборов в России, чем после.

- Как противостоять очередной попытке властей провести очередной сомнительный референдум?

- Вчера состоялась встреча с депутатами Верховного Совета 13 созыва – последнего легитимного парламента. Все сошлись во мнении, что нельзя молча и безропотно ждать, когда власть проведет над нами очередной эксперимент.

Прозвучало предложение создать общественную конституционную комиссию, в которую могут войти легитимные депутаты, представители политических партий, независимые юристы, представители регионов. Задача комиссии – выработать предложения по реформированию конституционного законодательства: то ли вернуться к малой Конституции, принятой на конгрессе демократических сил, то ли восстановить действие Конституции 1994 года, либо принимать вообще новую Конституцию. Мы должны показать альтернативу референдуму, который намерена провести власть.

Вопрос об инициировании референдума даже не обсуждался – очевидно, что власть сама займется организацией референдума, возможно, через подручные партии, как ЛДП, или Федерацию профсоюзов Беларуси.

Ряд депутатов позитивно восприняли озвученную мной идею. Вопрос ставился даже шире: надо добиваться восстановления Конституции 94-го года, нужно назначить выборы в легитимный парламент, каким по логике должен стать Верховный Совет 14 созыва, надо сформировать новый состав Центральной и региональных комиссий по проведению выборов и референдумов. И назначать выборы. Остается открытым вопрос: а кто должен назначать выборы? Некоторые депутаты высказали твердую уверенность, что дату выборов назначат они. Как только появятся подходящие условия.

Мы должны действовать по принципу «от неконституционного референдума – к правовому государству».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Четвертый референдум: Лукашенко действует по принципу “чем раньше, тем лучше“