“Через два-три года мы проснемся в стране, которая окажется приватизированной номенклатурой“

Сергей Василевский, "Завтра твоей страны"
10 февраля 2017, 10:30
Снимок носит иллюстративный характер
Эксперты рассказали, чем может закончится введение института доверительного управления предприятиями в Беларуси.

9 февраля Александр Лукашенко рассмотрел подготовленный правительством проект указа о доверительном управлении предприятиями как имущественными комплексами. Глава государства раскритиковал документ.

— Есть убыточное или нерентабельное предприятие. Оно работает плохо. Надо, чтобы работало эффективно и хорошо. Так давайте дадим право ответственным органам власти. Пусть они определятся, как управлять этим предприятием, — сказал глава белорусского государства.

Лукашенко предостерег правительство от злоупотреблений при назначении различного рода управляющих, чтобы их деятельность на практике не превращалась в попытки рейдерских захватов.

— У нас есть собственник — государство (райисполком, облисполком, правительство). Давайте управлять. Мы руководителей не можем найти нормальных для того, чтобы управлять предприятием, а сегодня вы найдете дополнительно руководителей для доверительного управления? Неужели проще нельзя сделать, что будет понятно нашим людям, руководителям, — подчеркнул официальный лидер.


Романчук: Нам действительно критически не хватает опытных руководителей

— Ни для кого не секрет, что основной проблемой белорусской экономики сегодня является неумелое управление госсобственностью. И открытыми акционерными обществами, и унитарными предприятиями. И здесь можно согласиться с Лукашенко, что нам действительно критически не хватает опытных руководителей. Но тут уже возникает вопрос: почему так произошло, — говорит руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

По мнению экономиста, основной причиной дефицита квалифицированных руководителей является кризис мотивации у директоров предприятий, председателей концернов и отраслевых министров:

— Система устроена так, что руководители лишены возможности самостоятельного принятия решений. У каждого предприятия по семь нянек.

Ярослав Романчук считает, что мотивацией для руководителей предприятий может послужить не только обретение ими реальной самостоятельности, но и ответственность за успехи либо провалы в работе.

Эксперт убежден, что введение института доверенного управления на унитарных предприятиях коренным образом не решит проблемы в экономике. В лучшем случае стоит ожидать некоторого улучшения ситуации. В худшем — захвата предприятий представителями номенклатурных элит.

— В любом случае, это не заменит приватизации, на которой я настаиваю. Только хозяин, ответственный за активы, может спасти эти предприятия, привести их к тому, что требует рынок, — говорит экономист.

По его словам, одного указа о введения доверенного управления мало для исправления ситуации.

— Когда цены регулируются, когда предприятиям доводятся планы и объемы, и на все нужно брать разрешения и допуски, когда у нас 1703 регулирующих органа, то в такой ситуации одним указом ничего не изменишь, — убежден экономист.

Комментируя опасения главы государства о возможности захвата собственности, экономист рассказал, кого нужно опасаться в первую очередь.

— Это просто кладезь для номенклатурной приватизации. Поставят доверенным управленцем какого-то чиновника, за год он получит за просто так 70% акций предприятия, и в результате бюджет не получит ничего, а эти люди постепенно приватизируют все. И через два-три года, когда этот механизм распространится повсеместно, мы проснемся в стране, которая окажется приватизированной номенклатурой, — прогнозирует Ярослав Романчук.


Ковалкин: Административная модель давно себя изжила

Смогут ли руководители районов и областей выполнять функции доверительных управленцев? На этот вопрос Завтра твоей страны ответил руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

— Доверительное управление не входит в зону ответственности районных и областных властей. У нас до сих пор действует устаревшая советская система управления экономикой. Именно поэтому местные органы, а также национальные органы власти вынуждены директивно управлять предприятиями и назначать их руководителей, — говорит эксперт.

По словам собеседника, проект указа о доверительном управлении стал одним из документов, который по согласованию Совмина Беларуси и Международного валютного фонда, был внесен в матрицу совместных действий.

— Это современная мировая практика, которая значительно эффективней директивного управления госпредприятиями государственными же чиновниками, — подчеркивает Владимир Ковалкин.

По мнению эксперта, за последние 25 лет административная модель управления экономикой окончательно изжила себя.

— Этот эксперимент показал, что чиновник никогда не сможет эффективно управлять государственным предприятием, — резюмирует эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ “Через два-три года мы проснемся в стране, которая окажется приватизированной номенклатурой“