Открывает Лукашенко холодильник, а там холодец…


12 января 2018, 14:01
Фото из социальных сетей
Фольклористка Анастасия Астапова в тартусском университете защитила диссертацию о белорусском политическом фольклоре.

Исследовательница рассказала baj.by об особенностях белорусского юмора и интересе к нему в мирового научного сообщества.


О диссертации и неуникальных уникальных белорусах

- Я училась в Витебске, работала репетитором, сразу после университета уехала в аспирантуру в Питер. Я хотела продолжать учебу в Беларуси, но в Витебске тогда аспирантуры не было, а о Минске я почему-то не подумала. В Питере училась платно, работала. Сейчас бы я так не смогла. С защитой диссертации было много бюрократических проблем, коллеги рассказывали, что в Беларуси подобная ситуация. Я начинала работу в области литературоведения, а защитилась в итоге по фольклористике. Темой исследования были студенческие анекдоты. На третьем году обучения я поехала по обмену в Эстонию, и здесь мне тоже предложили учиться в докторантуре (в нашей системе ей соответствует аспирантура). В результате получились две разные диссертации: в Тарту я писала о белорусском политическом фольклоре -- анекдоты, слухи, националистические нарративы...

Рассказывая о Беларуси, я подчеркиваю, что в стране есть не только конформисты и оппозиционеры, что у каждого белоруса свое, индивидуальное ощущение того, что происходит в стране. Как у каждого своя, индивидуальная религия (например, комплект из православия, язычества и астрологии), так и ощущение политического и этнического свое, собственный набор идентичностей.

Нет какой-то черты, которая была бы характерна для всех белорусов. Мы очень разные: от тех, кто отвергает все национальное, до тех, кто говорит, что совершенно не понимает русского, как диаспора в Нью-Йорке. К тому же все меняется. Пять лет назад я изучала оппозиционеров своего поколения, которые были очень активны в 25-27 лет. А сейчас у них дети, семья, работа, и политика их не интересует. Некоторые бывшие белорусскоязычные теперь говорят, что язык - это не главное и возвращаются к русскому. И наоборот: бывшие конформисты возраста моих родителей репостят анекдоты про Лукашенко в "ВКонтакте". Раньше это было невозможно. Это изменения в жизни одного человека. А в масштабе страны!


Чего боятся белорусы

В Беларуси, хотя и медленно, идет либерализация. Люди уже не боятся рассказывать анекдоты, делать репосты в соцсетях. Однако, есть темы, на которые "можно" шутить, а на которые – нет, и в чьем присутствии (табу у каждого свои, в приличном обществе США, например, не шутят про женщин и афроамериканцев). Я пишу книгу о белорусских шутках и слухах, и одна из существенных частей будет – о страхе шутить. В Беларуси не только много таких страхов, но также и анекдотов о страхе, например:

Открывает Лукашенко холодильник, а там – холодец.

– Чего трясешься, я за сметаной пришел!


Более того, много популярных анекдотов про страх - это метаанекдоты: анекдоты про анекдоты, знакомые еще с советских времен. Метаанекдоты много где популярны, например, в США и Канаде, но у них это больше часть поп-культуры, например, применяется в stand-up comedy. У нас метаанекдоты чаще всего политические, например такой:

В отеле один мужик никак не может заснуть. Соседи по номеру сидят за столом и рассказывают политические анекдоты. Громкий хохот, сильный свет ... Никакие просьбы и уговоры не помогают. И вот он придумал: вышел и заказал 4 чашки кофе в номер. Вернулся и снова стал уговаривать:

- Мужики, ну закругляйтесь, тут же все прослушивается!

- Да что ты нас пугаешь!

- Ну, тогда сами увидите, - взял пепельницу и сказал в нее, как в микрофон - товарищ майор, пожалуйста, 4 кофе в 312-й.

Прошло пару минут, и в номер приносят 4 чашки кофе. Мгновенно наступила тишина, свет потушили, все легли спать. Утром мужик не увидел в номере никого из своих соседей. Вышел и спросил дежурную по этажу, куда они делись.

- Их ночью КГБ забрал. За политические анекдоты.

- А меня почему не тронули?

- Товарищу майору очень понравилась ваш шутка с пепельницей...


Фольклористы смотрят на жанры и сюжеты, циркулирующие в определенной культуре, и пытаются понять, почему именно они популярны. Я изучаю слухи о том, что за людьми следят (КГБ, например). Это проявление большого страха, но он есть не только в Беларуси, а во всех демократиях. У меня много небелорусских коллег, которые по этим причинам не имеют страницы в Facebook. То же с анекдотами: в Беларуси их много, если сравнить с другими странами, но 80% сюжетов - с советских времен. Почему они остались? Какова сейчас их функция?


О чем шутят белорусы

– В нашей стране очень популярны так называемые "потемкинские нарративы" - как где-то встречали конкретного чиновника. Много анекдотов о себе, о белорусской ментальности. О президенте тоже.

Политические анекдоты зависят от того, какой в стране режим. Если есть "большая фигура" (Сталин в СССР, Франко в Испании) - то о ней будет большинство анекдотов. А если нет, то будут анекдоты про идеологию. В современной Беларуси "большая фигура" - это, конечно, Лукашенко. Ни в стране, ни за ее пределами попросту больше никого не знают. Довольно распространены нарративы "Батька за белорусов" (особенно в соседних постсоветских странах), но и белорусские контрнарративы, вроде "Кто Батька по происхождению - еврей, немец или цыган?» и "Цыган нам не Батька", где доказывается, что Беларусь под Лукашенко - антинациональная формация.

Нарративы о "чужом" происхождение национальных лидеров - не новое и не уникальное белорусское явление. Ходили слухи, что Ленин - еврей, несколько лет назад у кандидата на чешских выборах предполагали еврейское происхождение.


СМИ и фольклор

СМИ и, шире, интернет играют значительную роль в распространении политического фольклора. Например, высказывание Лукашенко, что его отец погиб на войне, которое якобы прозвучало на встрече с ветеранами где-то в российской глубинке, а теперь цитируется как одна из глупостей президента. Я искала первоисточник и не нашла. Один оппозиционер сказал мне во время интервью, что это, наверное, КГБ все подчистил. Или иные сведения из альтернативной биографии президента: что Лукашенко цыган, мозаичный психопат...

Неизвестно, что первично - фольклорный нарратив, который попал в СМИ, или это оппоненты Лукашенко через СМИ запустили такие слухи.

Бывает и наоборот: некоторые высказывания президента люди принимают за анекдоты, не зная, что это цитаты. Тем и интересен фольклор, что мы не знаем, откуда он берется. Конечно, так происходит не только в Беларуси: одно американское издание как-то пошутило, что, согласно исследованиям одного университета, у Джорджа Буша младшего самый низкий IQ из всех американских президентов. Но американцы поняли, что это была шутка и никакого исследования не было. А у нас многие до сих пор считают эту новость правдивой.


Для справки

Анастасия Астапова родилась в 1986 г. в Узбекистане, с 8 лет жила в Витебске. В 2007-м окончила Витебский государственный университет по специальности "Учитель русского языка и литературы и английского языка". В 2007-2010 гг училась в аспирантуре Российского государственного педуниверситета в Санкт-Петербурге, защитила диссертацию "Современные студенческие анекдоты: сюжетный состав и тематические особенности". В 2010-2015 гг училась в аспирантуре Тартусского университета (Эстония), защитила диссертацию "Negotiating Belarusianness: Political Folklore betwixt and between". В 2013-2014 гг. стажировалась в университете штата Огайо (США), сейчас на стажировке в Институте русских и евразийских исследований в Упсале (Швеция). Исследования Анастасии можно почитать на academia.edu.

Открывает Лукашенко холодильник, а там холодец…

Анастасия Астапова
Полный текст читайте на сайте БАЖ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Открывает Лукашенко холодильник, а там холодец…