Лукашенко перед гамлетовским выбором, на кону – судьба Беларуси

Виктор Чопа, Киев / ukrinform.ru
4 мая 2019, 16:24
Фото: ТАСС
Отзыв посла российского посла в Минске Михаила Бабича - поражение президента РФ, временное отступление или спланированная спецоперация?

Есть известный тезис о том, что если за дело берется непрофессионал, то результат будет или феерически успешным, или - абсолютно провальным. Карьера дипломата для российского военного и КГБшника Михаила Бабича стала все же именно провальной. Послом РФ в Беларуси он пробыл меньше года и все свои «задания из Центра» сплошь завалил. Впрочем, это не означает однозначной победы Минска в этой истории. Ведь Путин живет по логике - «своих не сдает» и «мочим в сортире». Если не в прямом смысле - то хотя бы по политической логике.


Чего, кроме захвата Беларуси, хотел Путин?

Ответ на первый вопрос - очевиден: власти и только власти. Но специфика российского политического режима такова, что власть эта должна оставаться в руках Владимира Владимировича на совершенно законной почве. Играть с конституцией, переписывать себе сроки полномочий или выдумывать какие-то отмены ограничения по срокам - это не его, более того - внутри самой России вследствие ухудшения экономической ситуации и пенсионной реформы рейтинг «вечного» вождя пошел вниз, не говоря уже о правящей партии и правительстве во главе с Дмитрием Медведевым. Но - президентский срок у Путина сейчас будто бы последний - и надо что-то делать дальше. Вот «светлые головы» администрации Путина и вспомнили о существовании так называемого Союзного государства России и Беларуси, некоего непонятного образования, возникшего еще в 1997 году. Для чего? Ну, вроде как свидетельство интеграции на постсоветском пространстве, а по факту - для добавления Беларуси в пользование экономическими ресурсами РФ, прежде всего, энергоносителями - нефтью и газом. И вот сейчас в Кремле считают, что можно за пять уже неполных лет значительно оживить интеграцию двух стран именно на политическом уровне в рамках этой Союзного государства и... сделать Путина в 2024 году его президентом. Об этом написано уже много - и это та позиция, с которой Путин и ведет свои разговоры в течение последнего года с главой Беларуси Александром Лукашенко.



И нельзя сказать, что Александру Григорьевичу такие перспективы нравятся. Он после 2014 года перестал носить клеймо «последнего диктатора Европы» и наконец наладил хоть какие-то отношения со странами Запада и даже вышел из-под персональных санкций, белорусская экономика получила шансы на инвестиции из Европы. А главное - Лукашенко, как опытный политик, понимает - если кто-то пытается устроить собственное будущее за его счет - то он в этой схеме лишний. То есть, давайте откровенно взвесим: если главным становится президент («председатель госсовета» или «совмина») Союзного осударства, то кем будет президент Беларуси? И сохранится ли эта должность вообще? Если же вспомнить, что господин Лукашенко находится во главе Беларуси с 1994 года, и он первый и пока единственный президент Беларуси, то его эмоции понятны. Более того, известна и цель такого долгого пребывания у власти: главный вопрос в Беларуси - до какого времени Лукашенко будет держать власть? И есть ответ - до Коли, то есть до того времени, когда младший сын президента (ему в августе исполнится только 15 лет) будет соответствовать конституции по возрасту чтобы занять главный пост. Ну, скажем так - еще лет 15 надо отцу «сидеть». Подытожим: у Путина и Лукашенко прямо противоположная картина будущего, а значит - диалог уже почти год как находится в тупике.


Спецоперация, потерпевшая крах

Попыткой выйти из него стала идея Кремля направить к ненастроенному на диалог Лукашенко нового посла - Михаила Бабича, который уже успел побыть и главой правительства Чечни, и депутатом Госдумы, и постоянным представителем Путина в Приволжском федеральном округе. Но главным было другое: господин Бабич относится к тем кругам российской власти, которые вышли из КГБ и привыкли действовать в формате спецопераций. Вот именно спецоперацию и хотела провести РФ в Беларуси, причем на глазах у самого Лукашенко.

Смысл ее заключался в том, что Бабич сразу после назначения попытался стать неким особым и независимым центром влияния на белорусскую политику и экономику. Он, пренебрегая дипломатическими правилами, проводил встречи с представителями белорусских предприятий, бизнесменами, гражданскими активистами, где вел различные разговоры о необходимости и пользе для Беларуси от углубления интеграционных процессов. Делалось все это публично, даже можно сказать - вызывающе.

А параллельно - сам Путин пытался «сломать» Лукашенко «через колено» на личных переговорах или в Москве, или в Сочи. Результат - ноль. Что и привело к обострению отношений Москвы и Минска. Да, именно Бабич в марте озвучил мысль о том, что благодаря искусственному занижению акцизов на табак в Беларуси и их беспошлинный экспорт в РФ - страдает и недополучит прибыли именно российская экономика, причем - миллиарды. На это МИД Беларуси ответил послу, окрестив его «счетоводом», подающим большие надежды. И откровенно высказался против позиции и присутствия Бабича в отношениях Москвы и Минска. Новый год страны встретили с решением о необходимости обложения пошлиной российской нефти и нефтепродуктов, экспортируемых через Беларусь, что сделало их слишком дорогими, соответственно, белорусским посредникам стало невыгодно их продавать. Показательным стал бойкот государственными СМИ Беларуси пресс-конференции Бабича к 5-летию оккупации Крыма.

И вот, на прошлой неделе, во время саммита в Пекине состоялся очередной разговор Путина и Лукашенко, где якобы была достигнута договоренность: Беларусь соглашается на углубление интеграции, но Лукашенко дают год, в течение которого Москва не будет вмешиваться во внутренние белорусские дела, Бабича же - убирают из Минска, что и стало реальностью 1 мая. Собственно, на первый взгляд, Александр Лукашенко может записать себе такой итог в актив, он снова смог получить от Путина нужно именно ему решение. Но...


Не кавалерийским наскоком, а «измором»

Отставка Бабича - это свидетельство, что агрессивная линия Путина в отношениях с Беларусью не была эффективной. Хотя, справедливости ради, надо вспомнить, что именно с Бабичем, в августе 2016 года уже был связан дипломатический конфуз Кремля: мастера спецопераций хотели сделать... послом в Украине, но однозначно отрицательный ответ на возможность такого назначения от украинского МИД снял этот вопрос с повестки дня. И вот, от открытой военной спецоперации против Украины РФ, как государство-агрессор, перешло к ползучей спецоперации по «поглощению» Беларуси как независимого государства. Бабич попытался быть «плохим полицейским», но откровенно «перегнул палку», впрочем именно это ему в Москве ставили в качестве цели.

Собственно, о том, что «белорусская карта» остается актуальной для Путина, говорит тот факт, что новый посол был назначен в Минск по специальной процедуре, без согласования с соответствующими структурами Совета федерации (то есть - в срочном порядке). Им стал Дмитрий Мезенцев, который несколько лет был сенатором от Сахалина, а еще раньше - губернатором Иркутской области. Но главное то, что у него такие же давние и добрые отношения с Путиным - но не по линии КГБ, а через мэрию Санкт-Петербурга первой половины 90-х годов, где он возглавлял комитет информационной политики. Его биография представляет несколько отличную от Бабича фигуру: там и комсомольский период, и работа в журналистике, и руководство «Центром стратегических разработок»... готовившим президентскую кампанию и программу Путину еще в 2000 году, и... даже попытку баллотироваться в президенты РФ 2012-го (незавершенную ввиду большого количества сфальсифицированных подписей, собранных в пользу кандидата). То есть - это человек, который, очевидно, пользуется личным доверием Путина и имеет с ним давние личные отношения, но - человек с чисто «штатским» бэк-граундом, что должно успокоить кризисную ситуацию. Такой себе «добрый полицейский».


Школьный учебник истории - вам в свидетели

В этом контексте становится куда важнее, о чем договорились Путин и Лукашенко в Пекине. Если приоритетом будет просто отсрочка начала углубленной интеграции, то это шанс для Лукашенко сделать какой-то внешнеполитический маневр, например, найти понимание в европейских столицах, то есть каким-то образом заинтересовать Европу или США Беларусью в прямом смысле этого слова. Кстати, надо признать, что этот процесс «европеизации» страны начат уже несколько лет назад. Например, первой формой собственно белорусской государственности в школьных учебниках уже называют само пребывание в составе Великого княжества Литовского в средневековье. А вот период под властью Российской империи в тех же учебниках - рисуется в лучших традициях советских времен - как время феодального гнета, но не каких-то абстрактных крепостных крестьян, а именно белорусов как нации, сюда же добавляются и переполненные эмоций рассказы о национальных героев - «змагарах». Так что - угрозу с востока после 2014 года Лукашенко почувствовал совершенно верно. И работает над созданием отдельного «белорусского мира». В стране строятся памятники литовским князьям Кестуту и Витовту, которые в свое время приняли православие и привлекли белорусскую шляхту к управлению государством. При этом одна из главных пропагандистских акций России - «Бессмертный полк» в прошлом году была официально отменена властями Беларуси. Как говорится - почувствуйте разницу.

Но возможен и другой вариант: Лукашенко решил просто сделать вид, что согласился на условия Путина (это также не раз использовалось им как прием в отношениях с Москвой) и добился изгнания Бабича, а дальше - продолжит вести свою стратегическую линию. Это будет означать, что противостояние Москвы и Минска продолжится и будет углубляться. Москва начнет открытый экономическое давление, а белорусскому режиму потребуются какие-то внешние гарантии в противовес. Такое развитие ситуации фактически будет «калькой» сценария отношений РФ и Украины во время правления Виктора Януковича.

Помните? Российский «Газпром» «давил» украинскую экономику кабальным контрактом, к которому как раз правительство Януковича и не имело отношения, заставляя Украины вступать в Таможенный союз, тогдашняя украинская власть решила что именно идея ассоциации с ЕС является вариантом в противовес давления Москвы. Далее - опять-таки, всем известна история о колебаниях и непоследовательности Януковича, повлекших Майдан, после которого пришел крах его режима, оккупация Крыма и начало войны в Донбассе.


Майданы бывают разные ...

А теперь - наложите этот условный сценарий масштабы и реалии Беларуси: экономически она критически зависима от РФ, снятие преференций с беспошлинной торговли быстро повлечет инфляцию и обвал и без того «проблемного» белорусского рубля, а это - обнищание населения и крах уже «белорусского экономического чуда», которое так широко транслировалось по государственному ТВ. И - чем не шаг к белорусскому Майдану, который может иметь как проевропейский вектор, так и руководствоваться из Москвы?

И Александр Лукашенко, как опытный действующий политик постсоветского пространства (после ухода Нурсултана Назарбаева это стало в прямом смысле так) эти риски как никто другой понимает. Поэтому, в ближайшие месяцы ему придется принимать, возможно, самые сложные решения в своей жизни - в которых сошлись и личная судьба, и судьба Беларуси. Практически гамлетовский выбор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Лукашенко перед гамлетовским выбором, на кону – судьба Беларуси