Почему Лукашенко соглашается на предложения Румаса только по большим праздникам?

Александр Корзун, UDF.BY

Фото: ТАСС
Идеи премьера выглядят обоснованными, но принимать их руководитель страны не спешит.

На минувшей неделе премьер-министр Сергей Румас сообщил, что Совет министров внес в Администрацию президента проект указа, согласно которому 2 января предлагается официально объявить выходным днем.

Сама по себе эта ситуация выглядит довольно абсурдной: оказывается, в нашей стране правительство не может самостоятельно принять решение даже такого уровня.

Но это также повод поговорить о том, как Александр Лукашенко реагирует на предложения премьер-министра. Предыдущий опыт подсказывает, что логичная идея о 2 января как выходном дне может быть и не принята.

Почему Лукашенко соглашается на предложения Румаса только по большим праздникам?

Фото: president.gov.by

UDF.BY приводит несколько ярких примеров реакции руководителя страны на предложения Румаса.


Идея о сокращении членов правительства

Только став премьер-министром во второй половине прошлого года, Румас на встрече с Лукашенко озвучил смелое предложение об изменении структуры белорусского правительства.

«У нас 36 членов правительства. Наверное, это для маленькой компактной страны очень большое количество», – обосновал идею руководитель правительства.

И какой была реакция Лукашенко? Он посоветовал Румасу более глубоко обдумать идею и предоставить ему проработанное предложения позже.

Было это сделано или нет – загадка, т.к. уже больше года об этой инициативе премьера не вспоминают. По всей видимости, руководитель страны поставил на ней крест.


Идея об отвязке от техосмотра госпошлины за допуск к дорожному движению

Когда-то Лукашенко лично добивался введения в Беларуси госпошлины за допуск транспортных средств к дорожному движению, заявляя, что это небольшие деньги для автолюбителей и «не надо кричать, что обобрали, ободрали».

Идея была в том, чтобы собрать больше средств на ремонт дорог. На деле инициатива привела к тому, что автолюбители в массовом порядке перестали проходить техосмотр, считая суммы взимаемой вместе с ним госпошлины несправедливыми.

Оценив значимость проблемы, Румас с коллегами по правительству еще осенью 2018 года предложил проект указа об отвязке госпошлины от техосмотра. И будучи уверенным, что логичный шаг на самом верху будет одобрен, даже публично анонсировал изменения.

Но Лукашенко без объяснения причин согласовать проект указа отказался.

Теперь правительство предпринимает вторую попытку продавить, по сути, то же самое решение. В Минфине заявили, что новые правила заработают не ранее 1 января 2020 года.

Но какой будет реакция Лукашенко на этот раз, предсказать, кажется, не берется никто.


Идея о включении министров в органы управления крупных предприятий

Но не стоит думать, что Лукашенко торпедирует все предложения премьер-министра. Есть, как минимум, один позитивный для Румаса пример.

В конце прошлого года премьер предложил усилить управление значимых предприятий членами правительства:

«У каждого министра или замминистра должно быть не больше двух таких предприятий, где он будет назначен представителем государства. Эти высокие должностные лица должны возглавить наблюдательные советы и нести ответственность перед собственником (государством) за результаты их работы».


В контексте общения руководителя страны и премьера стало понятно, что эта идея обсуждается ими не в первый раз. Как обычно Лукашенко не принял предложение Румаса на ура. Но поручил обдумать идею до конца года еще раз.

И хотя эксперты назвали ее «стратегической ошибкой», весной текущего года премьер наконец-то получило «добро».

Так ряд членов правительства получил дополнительную нагрузку. Вице-премьера Владимира Кухарева направили в органы управления «Гомельстекло», министра ЖКХ Александра Терехова – Стройтреста №25, замминистра финансов Дмитрия Кийко – «Интеграла»…


Почему Лукашенко принимает идеи премьера в штыки?

Для ответа на этот вопрос можно вспомнить о двух заявлениях Лукашенко.

Первое касалось непосредственно нынешнего правительства. По мнению руководителя страны, оно должно заниматься не стратегией (это зона ответственности Лукашенко), а реальным сектором экономики (в том числе «вывозить навоз»).

Когда Румас инициирует какие-либо значимые решения, то тем самым нарушает эту установку.

Второе заявление Лукашенко делал неоднократно в разных формах, подчеркивая, что политик в Беларуси только один – он сам. Предложения Румаса, которые могут вызвать благодарность населения, по всей видимости, воспринимаются руководителем страны ревностно, поэтому он и не дает им хода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на нас

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники