"Лукашенко сейчас решает головоломку: как уйти не уходя"

Юрий Дракохруст, радио "Свобода" / перевод UDF.BY

Фото: Reuters
Пойдет ли Лукашенко по пути Путина и Назарбаева?

Предложения по изменению Конституции России, выдвинутые Владимиром Путиным - попытка решить трудно решающуюся в авторитарных системах проблему преемственности власти. Ранее подобную схему реализовал лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Представляется, что и Александр Лукашенко пойдет тем же путем.

При этом следует отметить, что обстоятельства прижимают белорусского правителя в меньшей степени, чем его казахстанского и российского коллег. Назарбаев, когда уходил с поста президента, имел очень пожилой возраст, Путин из собственных соображений не хотел снимать ограничение в два срока для президента.

Лукашенко моложе Назарбаева, ограничение на сроки президентства в Беларуси было снято еще в 2004 году. Казалось бы, переизбирайся, пока здоровья хватает. Тем не менее, проблема стоит и перед Лукашенко. Проблема не в том, как управлять дальше, а что будет после него.

Воля к власти авторитарного правителя заставляет его оставаться во главе государства, как можно дольше. Но опыт подсказывает, что если не обеспечить преемственность, может начаться война всех против всех, хаос, беспредел.


«Старший» и «младший» цари

Поэтому решение проблемы видится и Назарбаеву, и Путину в том, чтобы одновременно уйти и не уходить, освободить сакральный пост президента, но занять новую, искусственную должность «старшего царя». И при этом, чтобы формальную должность президента заняло другое лицо, чтобы новый человек приучался к властным обязанностям и полномочиям, пусть и ограниченным до времени реального отхода от власти настоящего руководителя.

И что очень важно - чтобы общество, правящая элита привыкали к мысли, что после окончательного ухода «отца нации» «младший царь» автоматически станет единым.


Такая схема позволяет авторитарному руководителю провести своеобразный кастинг преемников. Ведь не факт, что назначенный «младший царь» будет эффективно выполнять свои обязанности. «Старший царь» хотел бы сохранить за собой возможность поменять преемника, если тот продемонстрирует неспособность нести бремя власти.

Вот Путин в 2008 году сделал Медведева таким «младшим царем». А в 2012 году пересмотрел свой выбор. Не туда ведет, не тянет это. В 2008 году Путину пришлось поменять кресло в Кремле на кресло премьера, взвалив на себя множество неинтересных ему хозяйственных забот.

Опыт - и собственный, не очень удачный, и соседский, казахстанский, более привлекательный - склонил нынешнего хозяина Кремля к более удобной схеме: он - глава Государственного совета, «верховный регулятор», «отец нации» (должность такая). Высоко сидит, далеко глядит, он - окончательная инстанция решения ключевых государственных вопросов. Ну а при нем (под ним) - президент.

С демократией, с разделением власти, это имеет мало общего, даже меньше, чем нынешняя российская система. Но авторитарные властители вообще редко вдохновляются демократическими ценностями.


От Пилсудского к Ли Куан Ю

Председатель Государственного совета - не единственный возможный вариант реализации функции «верховного регулятора». Занимал Иосиф Пилсудский определенное время удивительную должность «начальника государства», был Франциска Франко вождем, лидеры Китая Дэн Сяопин и Сингапура Ли Куан Ю, даже сойдя с формальных должностей, во многом сохраняли контроль над властью в своих странах.

Будет ли Лукашенко копировать схему, которой воспользовался Назарбаев и пытается воспользоваться Путин? Если говорить о юридической реализации - необязательно. Если по сути - да, именно конструкцию со «старшим» и «младшим» царями он и создаст.

При этом представляется маловероятным, что «младшим царем» сделают премьера. Как говорится, привычка - вторая натура. А привычка в Беларуси за последние 25 лет такова, что премьер - это исполнитель приказов (и капризов) президента. Сломать этот порядок вряд ли возможно, даже если главой правительства будет назначен сын Лукашенко.

А тогда никакой подготовки к переходу власти не произойдет. Соответственно и преемственность власти не будет гарантирована.

А дело именно в этом, а не в сохранении власти до смерти и не в передаче ее сыну. По действующей Конституции власть Лукашенко может сохранить до конца без никаких дополнительных юридических трюков. Передача власти сыну для него не самоцель, судя по всему, он совсем не уверен, что они эту власть способны удержать, когда он окончательно уйдет.

Поэтому Лукашенко сейчас и решает головоломку, квадратуру круга, как уйти не уходя, как не допустить крушения системы после его ухода в хаос и беспорядки. Или в демократию. Что для него - синоним хаоса и беспорядков.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации

Заметили ошибку нажмите Ctrl+R

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники