Если Лукашенко откажется от двух военных объектов РФ, то рискует стать «предателем»

Геннадий Маковский, UDF.BY
11 мая 2020, 17:44
Александр Лукашенко на учении «Запад-2017», 20 сентября 2017 года. Фото: president.gov.by
Рискнет ли Минск разорвать важное для России соглашение?

6 июня истекает срок, когда Беларусь может заявить о нежелании продлевать договор аренды с Россией, касающийся двух военных объектов этой страны на территории нашего государства – радиолокационной станции «Волга» под Ганцевичами и узла связи Военно-морского флота РФ под Вилейкой.

Полтора года назад Александр Лукашенко рассказал: «У нас две базы российских, ноль рублей, ноль копеек нам платят. Их срок (аренды) заканчивается. Договариваемся, я даже вопрос не ставлю об оплате. Как-то даже неудобно у россиян просить деньги за эти базы, они общую функцию выполняют. Это для ядерных сил».

Если Лукашенко откажется от двух военных объектов РФ, то рискует стать «предателем»

РЛС «Волга»

UDF.BY поинтересовался у экспертов, есть ли какие-то причины, почему белорусские власти могут заявить о нежелании продлевать договор аренды.

«Лукашенко не хочет обострять отношения с военной элитой России»



Военный эксперт Александр Алесин в комментарии UDF.BY отметил, что обсуждение будущего двух российских военных объектов на территории Беларуси не выйдет за рамки простых разговоров.


Фото: svaboda.org

«Думаю, что те намеки, которые содержатся в заявлениях руководителя Беларуси, и та кампания, которая развернулась по этому поводу в независимых СМИ, – всего лишь дымовая завеса. На самом деле Беларусь не будет рвать такое важное для России соглашение, чтобы окончательно не обострять отношения, переходить красную черту», – сказал Алесин.

По его мнению, Москва может очень нервно отреагировать на заявление Минска о нежелании дальше видеть в стране названные российские военные объекты.

«Если руководство России всерьез сочтет, что Беларусь предпринимает против нее враждебные действия, которые чреваты ущербом для обороноспособности страны, то у Москвы есть достаточно рычагов (может быть не гуманных, не вписывающихся в нормы международного права) для того, чтобы серьезно повлиять на Беларусь и, возможно, даже внести лепту в изменение государственного строя нашей страны», – считает Алесин.

Почему тогда Минск озвучивал тему о продлении договора аренды?

«Думаю, это элемент экономического торга, желания показать свою значимость для России, ее обороноспособности и получить если не экономические привилегии, то хотя бы помощь в укреплении обороноспособности страны. Не даром Лукашенко с обидой говорил, что мы вынуждены покупать у России автомат, для того чтобы ее защитить. Лукашенко напирает, чтобы добиться новых вооружений от России», – отметил эксперт.

Поставит ли Минск вопрос об оплате за размещение военных объектов?

«Вряд ли. Аренда безвозмездная и просто продлевается через каждые 25 лет, если ни одна из сторон не заявит за год до истечения сроков соглашения о нежелании продления. Если вводить материальную оплату – нужно заключать новое соглашение», – полагает Алесин.

В общем, разрыва не будет, констатировал эксперт.

«Лукашенко не хочет обострять отношения с военной элитой России. Если там его сочтут предателем, то это существенно уменьшит шансы на продолжение его правления в Беларуси», – отметил Алесин.

«Ситуация становится очень непредсказуемой, а нужно проводить президентскую кампанию»



Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF.BY отметил, что вряд ли белорусские власти решатся поднять вопрос об обсуждении будущего российских военных объектов.


Фото: Еврорадио

«Учитывая экономический кризис и кризис, связанный с пандемией, ситуация становится очень непредсказуемой, а нужно проводить президентскую кампанию. Думаю, Минск не будет заявлять о нежелании просто чтобы не усложнять. Это основная причина, почему этот вопрос не будет подыматься», – сказал Казакевич.

Если бы белорусские власти вдруг заявили о нежелании продлевать договор аренды, касающийся радиолокационной станции «Волга» под Ганцевичами и узла связи Военно-морского флота РФ под Вилейкой, то как бы отреагировала Россия?

«Ответить на этот вопрос непросто. Но Россия имеет как минимум определенные информационные рычаги влияния», – сказал политолог.

По мнению Казакевича, нельзя сказать, что в нынешней ситуации Беларусь что-то теряет от размещения названных объектов.

«К их наличию на территории нашей страны все давно привыкли, это не является какой-то угрозой для белорусского суверенитета. Если бы не было кризиса, Минск мог бы использовать эту тему как козырь в переговорах с Москвой для получения преференций. Но сейчас не момент для такой сложной игры, учитывая кризис и неопределенность», – считает Казакевич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Если Лукашенко откажется от двух военных объектов РФ, то рискует стать «предателем»