Папка и два его тапка

Кирилл Нежданский, БелГазета
3 июня 2020, 18:38
29 мая на МТЗ фаворит предвыборной гонки с шашкой наголо атаковал во фронт всех основных соперников. Фото: president.gov.by
На прошлой неделе ключевой сюжет предвыборной гонки обрел законченные очертания. До сих пор бессменного президента РБ на электоральном поле хитрым маневром теснил лишь банкир-либерал, остальные переминались с ноги на ногу. Однако с фланга ударил правый популист-бунтарь - и почти тут же был задержан в Гродно. Затем с тыла мягко подкрался технократ-инноватор, но ему погрозили компроматом. 29 мая на МТЗ фаворит предвыборной гонки с шашкой наголо атаковал во фронт всех основных соперников.

Их трое: Виктор Бабарико, сборная точка всех протестных электоральных групп, Валерий Цепкало - фактически дублер Бабарико, но более сдержанный и осторожный, и Сергей Тихановский, представленный в кампании техническим кандидатом - Светланой Тихановской.

Бабарико утверждал, что ему предлагали пост премьера, но кто предлагал - не сказал. Однако в ответ Александр Григорьевич назначил Виктора Дмитриевича рукой Москвы в текущей избирательной кампании: «Я никому ничего не предлагал. Тем более ему... Возможно, этому человеку предлагали должность премьер-министра в другой стране... Я так прикинул, думаю: в одной недавно назначили Мишустина (премьер-министр РФ Михаил Мишустин. - Ред.), там могли ему предложить. Вы знаете, на чьи деньги он баллотируется». Таким образом, действующий президент бережно, как хрустальный сосуд, вручил Бабарико пророссийский электорат.

Виктор Дмитриевич не единственный, кому так повезло. Второй рукой Москвы назначен Тихановский: «Мы знаем, на чьих машинах он ездит, кто его финансирует. Мы знаем, откуда он приехал, какое у него гражданство и прочее». Далее Лукашенко пустился в рассуждения, почему электорат в РБ всегда предпочтет женщине (в нашем случае Светлане Тихановской) настоящего мужика, т.е. Лукашенко. Чтобы никто не сомневался в серьезности Тихановского как соперника, Александр Григорьевич припечатал конкурента «одним шелудивым, иначе не назовешь». Для справки: провластные политологи за глаза именуют Тихановского Шариковым.

А вот Цепкало чести быть назначенным самим главой государства если не премьером РФ, то хотя бы третьей рукой Москвы, не удостоился. Но, по словам Лукашенко, он все равно «хитрит», «не говорит, почему его президент уволил». В свете чего прозвучало указание: «Но это вы у него спросите - почему я его уволил. Пусть честно расскажет. И ему потом не захочется идти на выборы. Но он честно не скажет. Надо? Скажем, но мы не хотим заниматься этим компроматом». Зачем было клеймить Валерия Вильямовича, который не только почти не критиковал Лукашенко, но и, если верить президенту, безопасен по причине наличия компромата? Спросите Александра Григорьевича. Вечно ему не везет с соперниками. Неужели и к седьмому сроку не удастся воспитать достойных конкурентов?


ОТКУДА УШИ ТОРЧАТ


После публичного упоминания Тихановского президентом в сюжете выборов-2020 появился недостающий элемент: Бабарико - кандидат компромисса различных протестных групп, Цепкало - его дублер, как модно говорить, «на минималках», а Тихановский? А Тихановский - это протестный сценарий, Плошча и все такое. Сценарий, который по законам жанра ни Бабарико, ни Цепкало рекламировать не могут. Тихановский радикальнее на порядки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ. СЕРГЕЙ ТИХАНОВСКИЙ В ИНТЕРВЬЮ ИД «КОММЕРСАНТЪ»:
«Люди уже дошли до такого уровня, до предела, что многим белорусам уже нечего терять и они готовы уже, даже если надо будет стоять днями, и общебелорусскую забастовку делать. Кто-то уже говорит даже, что если он еще и подавит всех жестко опять, то даже и партизанской войной займутся».


Поскольку в ходе избирательной кампании правоохранители Тихановского винтили, винтят и, судя по выступлению Лукашенко на МТЗ, еще будут винтить, сбор подписей идет не за него, а за жену. Нормальная для политики ситуация, когда один политик - это два разных человека: Хиллари и Билл Клинтоны, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, Геннадий Кернес и Михаил Добкин и т.д. и т.п.

Как и все кандидаты, Сергей уже получил свою порцию обвинений в том, что он спойлер, агент КГБ, проект власти и проч. Пожалуй, будь это так, Светлане не пришлось бы регистрироваться вместо мужа. Однако в пользу того, что Тихановский вписан в чей-то сценарий, говорит характер медиаактивности его предвыборной кампании: сначала - мощный залп апологетических статей типа «Почему растет популярность блогера Тихановского, неукротимого вожака пробудившихся масс» в наиболее популярных интернет-СМИ, на прошлой неделе - второй залп, со свойственным нашей журналистике повышенным содержанием эстрогена: «Тихановский - это Лукашенко в 1994г.», «народный белорусский народ нашел себе народного белорусского лидера» и т.п.

Вишенка на торте - вышедшее на минувшей неделе интервью в «Коммерсанте», которому Лукашенко в своем спиче на МТЗ посвятил столько времени: «Вот «Коммерсантъ» разразился статьей. Поторопились, правда. Показали, откуда уши торчат. Даже целые рога. Поторопились поддержать. Естественно, накат на Лукашенко!» Ну, это привычный для наших «незалежных медыяў» расклад: Путин из-за кремлевской стены диктует журналистам ИД «Коммерсантъ» вопросы к блогеру из Гомеля, ага.

Тем не менее именно инсайды «Коммерсанта» сопровождали развитие белорусско-российских отношений на протяжении последних лет. Тактически все эти вбросы, набросы и выбросы гораздо чаще были на руку Минску, чем Москве - вспомним хотя бы публикацию «Программы действий РБ и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» в сентябре 2019г., позволившую белорусской стороне с опорой на внутриполитическое поле элегантно смести со стола все интеграционные карты, включая 31-ю.

Еще один нюанс - пассажи из интервью Тихановского, посвященные белорусско-российским отношениям: «Мы не против России, мы просто против нашего диктатора и делаем все, чтобы он ушел. И у нас были честные выборы в стране». Или вот, почти пародийное: «И у нас нет никаких тут бандеровцев, националистов, ни одного человека». Оформлено это так, что российскому читателю гарантировано дежавю: Украина, конец 2013г., говорят активисты Майдана. Скорее всего, это призвано подвести и дорогих россиян, и не менее дорогих белорусов к какому-то выводу. Например: «Нет, видели мы это уже в Киеве. Пусть лучше в Минске остается бацька».

Повторимся: все это не означает, что Сергей - спойлер, проект власти и т.д. У него своя игра, ведет ее он достаточно уверенно. Но в чужие сценарии он, конечно, уже вписан. Чьи это сценарии? Не знаем, у нас не телеграм-канал, а обычное СМИ.



НЕ ДО МЫШЕЙ, ТАК ДО ТАРАКАНОВ


Абстрагируемся от четы Тихановских и окинем взглядом кампанию и электоральную нишу семейного тандема. Заметно, что кандидат-ютубер - рекламист: слоганы «No pasaran! Стоп, таракан!» и просто «Стоп, таракан» легко запоминаются, как и канал с ехидно-пародийным названием «Страна для жизни», а рекламная конструкция на крыше автомобиля кандидата - гигантский тапок, которым следует прихлопнуть таракана, - просто великолепна. Есть в этом позитив: на базе кампании Тихановских можно организовать не одну промо-акцию бытовых средств против насекомых. Но есть и негатив: за три десятилетия независимости политика в РБ эволюционировала даже не до мышей, а до тараканов.

Тихановский поставил на поток работу с электоральными группами, которые до сих пор были вне политики и на выборы не ходили. Абсентеизм (уклонение от участия) по-белорусски - обычно мировоззрение людей, уставших и от Лукашенко, и от его добровольных помощников из оппозиции. Кампания построена очень демократично: Тихановский колесит по городам, собирая на встречи сторонников, в т.ч. вооруженных тапками. Посмотрите стримы с его встреч с избирателями: четкие пацаны с пудовыми крестами в черных майках-алкоголичках, пергидрольные женщинки средних лет, наглухо убитые бытом и дороговизной, пожилые трудяги, помнящие, сколько заводов в Слуцке работало в БССР и сколько работает в РБ… Тот самый народ, который ни власть, ни оппозиция вниманием не балуют. В прошлом эти люди - ядерный электорат Лукашенко. Сегодня они брошены и радикализированы. Тихановский словно пытается говорить от их лица, поскольку они обычно молчат.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ. СЕРГЕЙ ТИХАНОВСКИЙ В ИНТЕРВЬЮ ИД «КОММЕРСАНТЪ»:
«Мы живем в центре Европы, в XXI в. у нас диктатура, нельзя выражать свое мнение, нельзя собираться. Ничего нельзя, только молча ходить на работу. Как рабы. Белорусов сделали рабами. И люди против этого протестуют. А я просто озвучиваю их мысли...
Тихановский просто голос, рупор... Это говорит белорусский народ, не путайте с Тихановским!»


Два ближайших аналога кампании Тихановского уже названы. Первый - бархатная революция в Армении весной 2018г.: мирные протесты одновременно разворачиваются по всей стране, что создает хорошую телекартинку и парализует волю власти к сопротивлению. Важное отличие: нынешний армянский премьер Никол Пашинян был тогда депутатом от оппозиционного блока «Елк», а не скитался по горам и долинам с тапком.

Второй - Украина, выборы президента Владимира Зеленского в 2019г. Но премьера телесериала «Слуга народа» состоялась еще в ноябре 2015г., второй сезон вышел на экраны осенью 2017г., съемки третьего стартовали в августе 2018г. А блогу белорусского ютубера всего год с небольшим. Да, Тихановский - хороший шоумен, но к моменту прихода в политику он не имел узнаваемости профессионального комика Зеленского.

Наконец, третий аналог - т.н. «популистский момент» (термин бельгийского политолога Шанталь Муфф) на Западе, с 2016г. и по сей день: элита перестает слышать народ, и тот из двух предложенных системных кандидатов выбирает либо третьего несистемного, либо того, кто отречется от системности, т.е. правого популиста (Дональда Трампа, Бориса Джонсона, Маттео Сальвини и др.). В случае блогера из Гомеля это правый популизм, увиденный глазами постсоветского политтехнолога, со всеми типичными искажениями: «Трампа избрал белый рабочий класс», «реднеки, пивас, мангал, сильный лидер», «побольше экспрессии, поменьше политкорректности» и т.п. Скажем, в Западной Европе фокус с тапком и тараканом вряд ли прошел бы - догадайтесь с трех раз, кто автор самого известного в европейской истории сравнения политических противников с насекомыми. И за спиной Тихановских не видно ни звездно-полосатых республиканцев, ни британских тори, ни итальянских легистов - только грустная тень Николая Статкевича, его так и не зарегистрированных БСДП (НГ) и «кандидатов протеста». Перспективы проекта ограничены обещаниями уничтожить таракана тапком - более никакой конкретики.

Тем не менее ютубер из Гомеля ярко дебютировал в белорусской политике, дошедшей в своей естественной эволюции до подплинтусных форм гражданской активности. Надеемся, что Тихановскому удастся сделать из нынешней кампании нечто более увлекательное, нежели охота на тараканов с тапками.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Папка и два его тапка