«Беларусь неуклонно входит в фазу жестокой партизанской подпольной войны, где пощады никому не будет...»

Андрей Суздальцев, politoboz.com
28 сентября 2020, 12:45
Андрей Суздальцев
Александр Лукашенко 23 сентября 2020 года провел свою президентскую инаугурацию в формате тайной сходки, что привело, конечно, не к легализации власти первого президента Беларуси на очередной срок, а только подтвердило, что А. Лукашенко власть украл. Белорусский кризис входит в новую фазу…

Утром в среду, 23 сентября, минчане не успели дойти до своих рабочих мест, как вдруг выяснилось, что А. Лукашенко уже успел в шестой раз объявить себя белорусским президентом … Не вызывает сомнений то, что А. Лукашенко попытался поставить своей инаугурацией собственную страну, белорусский народ и, естественно, Москву, перед свершившимся фактом. Это была очередная тактическая ошибка белорусского руководства.

Где народ?


Итак, напомним, что церемонию инаугурации готовили в тайне, пригласили 700 человек под предлогом «встречи с президентом», трансляции не было. К концу дня (23 сентября) сам А. Лукашенко говорил о том, что во дворце независимости было 2 тыс. человек, следом данную цифру уже повторяли государственные СМИ. Естественно, власти уверяли, что приглашенные знали, что их ждет инаугурация. Вообще-то это очень походило на оправдания карманников.

Естественно, политические и экспертные оценки тайной инаугурации резко разошлись. Ярые сторонники действующего белорусского президента восприняли инаугурацию, как свидетельство решимости А. Лукашенко и дальше, во что бы то ни стало, руководить республикой. Их не смутило то, что гости на церемонию собирались едва ли не формате подполья, что для президента страны выглядит по меньшей мере странно.

Проведение тайной инаугурации свидетельствует о том, что А. Лукашенко панически боялся реакции собственного народа на захват власти. Ведь по идее, учитывая, что ЦИК РБ, в лице Л. Ермошиной, объявил вечером 9 августа несомненную победу первого белорусского президента с результатом в 81%, инаугурация должна была стать зримым подтверждением триумфальной победы А. Лукашенко. Весь Минск должен был быть украшен государственной символикой, портретами действующего президента, а обезумевший от радости белорусский народ должен был не расходиться до утра, отмечая шестой президентский срок А. Лукашенко.

Однако ничего подобного, ни в белорусской столице, ни в областных городах республики, не говоря уже о районных центрах, 23 сентября не произошло. Наоборот, к вечеру на основных автомагистралях Минска завязались очень упорные схватки со спецподразделениями МВД, которые продолжались почти всю ночь. При этом, если проанализировать ход столкновений, то получалось, что власти, в лице ОМОНа, контролировали только центр белорусской столицы и основные магистрали. Спальные районы оказались вне контроля милиции и странных персон в форме, но без знаков различия. Между прочим, это не первый случай, когда огромная часть Минска оказывается вне власти А. Лукашенко.

Итак, на прошлой неделе никакой народной радости в Республике Беларусь по случаю шестой инаугурации Александра Лукашенко не проявилось. Вместо этого действующему белорусскому президенту пришлось оправдываться в стиле шекспировских драм.

Политические последствия



Подпольный характер президентской инаугурации сделал очевидным даже для сторонников А. Лукашенко то, что действующий белорусский президент августовские, 2020 года выборы, проиграл. Тайная церемония ввода во власть явилась своеобразным признанием белорусского руководства того, что выборы были сфальсифицированы, так как невозможно ссылаться на опасность, исходящую от протестов, если победитель опирается на поддержку 81% проголосовавших. В случае получения столь весомой всенародной поддержки никакой угрозы от уличных протестов не существует в принципе.

В этом разрезе теряет смысл популярный сейчас на российских федеральных каналах аргумент о том, что выходящие каждые воскресенье с протестами полмиллиона граждан РБ (Минск + областные города) не представляют весь белорусский народ. Этот же довод является основным и для белорусской пропаганды. Не будет скрывать, что дискуссия на тему «Кого «большинство», а кого «меньшинство» имеет смысл, но решить данную проблему могут только честные и прозрачные выборы.

Но уже сейчас, даже в нынешних условиях, с одной стороны, никто не мешает лукашенковскому «большинству» выходить таким же полумиллионом сторонников первого белорусского президента по субботам (белорусские СМИ долгое время озвучивали, как им казалось, 100%-ный аргумент: «нам некогда ходить на протесты, мы работаем!»). Суббота остается выходным днем.

С другой стороны, если выходящие с протестами в отношении А. Лукашенко сотни тысяч граждан РБ не представляют большинство населения, то зачем белорусские власти их так боятся и прячут от них инаугурацию?

Акции протеста


Сразу отметим, что радостное удовлетворение Белорусского телевидения, что акции стали меньше по численности (утренние новости БТ от 27 сентября) вряд ли поможет А. Лукашенко стабилизировать ситуацию в стране и удержать власть. Учитывая общую усталость населения от протестов, а также то, что политические центры и информационные ресурсы, претендующие на лидерство и руководство уличными акциями, давно завели Сопротивление в тупик, выступления могут действительно прекратиться, но это не решит проблему легитимности власти.

Протесты могут уйти, да уже и сейчас уходят с площадей и магистралей, но они уходят в микрорайоны, дворы, подъезды, лифты, очереди у касс гипермаркетов, на парковки, в студенческие аудитории, общественный и пригородный транспорт, цеха и офисы, а также, что совсем печально, на детские площадки и в школьные классы.

Дети живут в семьях и не только слышат то, о чем говорят и обсуждают их родители, но и, естественно, с детской непосредственностью пропитываются ненавистью к А. Лукашенко. Понятно, что эта ненависть будет изливаться на учителей, что, к сожалению, уже неизбежно. В Беларуси не является тайной то, что благодаря продажности и лицемерию солидной части школьных учителей А. Лукашенко дополз до шестого срока, и сейчас самозабвенно и увлеченно геноцидит собственный народ в стиле фашистских оккупантов.

Так что внимательным экспертам стоит сейчас особое внимание уделить сферам образования, здравоохранения и розничной торговли, предприятиям и стачкомам, куда протесты, вместе с холодами, перетекут естественным образом. Понятно и то, что в случае смены формата Сопротивления купировать вот такие, в немалой степени «скрытые» протесты, властям будет практически невозможно.

Но в то же время уличные схватки в ночь с 23 по 24 сентября продемонстрировали, что в Минск возвращается ситуация 12 августа, когда силовики встретили более-менее подготовленный отпор со стороны мужчин среднего возраста, имеющих воинский опыт и не боявшихся вступить в схватку с экипированным ОМОНом.

Примерно то же самое проходило и 27 сентября в Минске. Власти, учитывая, что спальные районы они контролировать не в силах, пытались силами ОМОНа перехватить протестные колонны на выходе из микрорайонов, оставив центр белорусской столицы в статусе «окруженной крепости». В итоге, если раньше столкновения концентрировались вокруг Дворца независимости, то сейчас они расползлись по всему Минску, что вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Так что А. Лукашенко в очередной раз поспешил, заявив 23 сентября о победе над «цветной революцией» в Республике Беларусь. Во-первых, в РБ нет «цветной революции», уличные протесты только частично нацелены на новые выборы или перевыборы, а сконцентрированы на требовании ухода А. Лукашенко в отставку. Во-вторых, начиная с середины августа действующий белорусский президент еженедельно заявляет о прекращении акций протеста. Однако акции продолжаются и даже ужесточаются. Понятно, что белорусский политический кризис балансирует на грани гражданской войны.

Тактика властей


Белорусские власти ведут себя так, словно в стране ничего особенного не происходит. Прошли «Дожинки», обсуждаются вполне обычные сезонные проблемы, принимаются с визитами российские губернаторы, которые, в свою очередь, рассыпаются комплиментами в адрес А. Лукашенко. Иногда это приводит к унизительным для российских региональных властей результатам. В частности, комментируя визит губернатора Приморья, БТ отметило, что Дальний Восток ничего не производит и не выращивает, включая молоко и сыр, а получает продукты питания из других регионов России и, конечно же, из Беларуси. Рыба, понятно, тоже не ловится и абрикосы не растут… Идиотизм БТ носит генетический характер.

Но, безусловно, А. Лукашенко протесты очень беспокоят, так как они ставят под вопрос легитимность его власти, а, следовательно, очень быстро скажутся на экономике республики. Если политическая ситуация в Беларуси не будет стабилизирована, то и Москва вряд ли решится на дальнейшую финансовую поддержку режима А. Лукашенко, так как данная поддержка просто потеряет смысл. Попутно в рамках Евросоюза, не спеша, но упорно складывается мозаика санкций против белорусских должностных лиц.

Безусловно, персональные санкции Запада - а пока речь идет исключительно о них, не представляют каких-либо угроз непосредственно белорусским властям, но в косвенном формате они делают из Беларуси страну-изгоя. По идее, Беларуси уже не нужно Министерство иностранных дел. Понятно, что даже при монолитной поддержке Москвы в таком формате Республика Беларусь долго не протянет.

В любом случае, белорусские власти настроены во что бы то ни стало остановить протесты. Но руководство республики, фокусируясь исключительно на открытых уличных акциях, еще не уяснили силу и неотвратимость победы Сопротивления, чем совершает уже стратегическую ошибку.

А. Лукашенко делает ставку на силовое подавление протестов и на страх. В этом есть свой смысл, так как уже сейчас немалая часть протестующих, попутно разочаровавшись в бессмысленных хождениях, остаются дома. Можно сказать, что и Координационный совет в данном случае, обеспечив «выпуск пара», добивался аналогичного эффекта. Напомним, что в настоящее время КС призывает выпустить политических заключенных и провести новые выборы, но не ставит вопрос об отставке А. Лукашенко. Иными словами, КС не против того, чтобы референдум о новой Конституции и новые выборы с А. Лукашенко администрировал все тот же ЦИК во главе с Л. Ермошиной. Тогда возникает вопрос о бессмысленности августовских и сентябрьских протестах, жертвах, сотнях покалеченных людей, если КС фактически солидаризируется с А. Лукашенко.

Нет пользы и от националистической оппозиции, которая сейчас использует С. Тихановскую для формирования мнимого двоевластия. Однако ресурсов для столь выдающегося перехвата уличных акций и придания им «украинского».

Формата у белорусских националистов нет. Уличные акции в принципе, скрипя зубами, приняли национальный флаг, ну а дальше? А дальше снова ходить по кругу, как кони в цирке…

Итак, оппозиция в Варшаве, КС в Минске, а кто выходит на протесты?

Где итоги российско-белорусского саммита в Сочи?


Инаугурация А. Лукашенко состоялась через девять дней после возвращения действующего белорусского президента из южной столицы России. Напомним, что в ходе российско-белорусского саммита В. Путин особое внимание уделил необходимости немедленно начать в Республике Беларусь процесс Конституционной реформы ( (https://aif.ru/politics/world/o_chem_govorili_putin_i_lukashenko_na_vstr...).

Фактически президент России позиционировал реформу белорусской Конституции не только как реальный выход из политического кризиса, эскалация которого не входит в планы Москвы, но и как формат спасения самого А. Лукашенко. Но за последние две недели А. Лукашенко так и не объявил Конституционную реформу. Правительственные СМИ даже не заикаются о реформе, не обсуждают график её проведения, сбора предложений и экспертизы. Зато печатные издания республики полны возмущением «простых» граждан, которым уличные протесты мешают спать. Иными словами, белорусские власти, прикрываясь мифами о Конституционной реформе, предлагают белорусам заткнуться на следующие десятки лет, предоставив А. Лукашенко возможность и дальше терроризировать свой народ.


В итоге возникло ощущение, что А. Лукашенко намерен затянуть реформу на годы, что позволит белорусским властям по одиночке физически уничтожить своих политических противников. В принципе, пока люди под руководством непонятно кого выходят на бессмысленные марши, белорусские власти как раз и занимаются отловом лидеров мнений и полевых командиров уличных протестов.

Но на самом деле ситуация оказалась еще более трагичной. Оказывается, в Республике Беларусь уже давно идет диалог между властями и народом, а также разворачивается полноценная Конституционная реформа, но вот белорусский политический класс и белорусское общество об этом ничего не знают. Зато о уже начавшейся Конституционной реформе поведал 26 сентября министр иностранных дел РБ В. Макей в прениях 75-й Генеральной Ассамблеи ООН: «Будущее Республики Беларусь будет решаться её собственным народом, как это было неоднократно доказано в истории нашей страны. Решаться не на баррикадах, а путем цивилизационного диалога, в рамках Конституционной реформы, уже начатой в стране» (http://webtv.un.org/meetings-events/general-assembly/watch/%D0%91%D0%B5%... с 8’28”). Видимо А. Лукашенко обсуждает Конституционную реформу сам с собой?

В итоге


Белорусский политический кризис затягивается. С одной стороны, белорусская оппозиция все-таки добилась своего – она, утыкав флажками и «сердечками» колонны протестующих, замотала уличные акции и в итоге разбазарила протестный потенциал граждан республики. Оставив протесты без целей и реальных, пусть символических, но побед, белорусская оппозиция в очередной раз сделала все для того, чтобы А. Лукашенко и его семья правили вечно. Афера со Светланой Тихановской и Координационным советом обошлись белорусскому народу кровью, тысячами политзаключенных, сломанными судьбами десятков тысяч граждан республики.

Белорусская революция на изломе. Её в очередной раз предали псевдо-лидеры, ей не оказали помощь ни Евросоюз, ни Россия, так, как и на Западе и на Востоке всех устраивает в Беларуси статус-кво. Однако ничто не стоит на месте. Образовавшийся в Беларуси политический тупик опасен тем, что он зыбкий - Сопротивление «просачивается» в другие сферы, Беларусь неуклонно входит в фазу жестокой партизанской подпольной войны, где пощады никому не будет...
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ «Беларусь неуклонно входит в фазу жестокой партизанской подпольной войны, где пощады никому не будет...»