Максим Чернявский: Сидя на допросе в КГБ, я даже в twitter два раза написал

Клим Халецкий, UDF.BY
5 ноября 2011, 12:29
Студенту второго курса журфака БГУ и администратору группы "Надоел нам этот Лукашенко", Максиму Чернявскому, удалось не только перехитрить КГБ, но даже сфотографировать своего "куратора" и записать на диктофон разговор с ним.

В интервью UDF.BY Максим рассказал, как ему "промывали мозги", что обещали взамен на сотрудничество с КГБ и с какими заданием отправили в Польшу. А также дал несколько советов тем, к кому в дверь еще могут постучать.

- Согласившись сотрудничать с КГБ на первой встрече 13 июля, Вы сразу приняли решение, что реально этого делать не будете? Или уже потом, взвесив "за" и "против"?

- Сначала я ничего не знал о КГБ и наивно думал, что после подписки от меня отстанут. Потому что они позиционировали подписку о сотрудничестве в духе: "Ну, парень, нам нужно перед начальником отчитаться, это просто бюрократия". Да и подписался я под угрозами и давлением. Когда же меньше чем через неделю мне позвонили снова, я сразу принял решение, что буду строить из себя дурачка и собирать компромат.

- В блоге у kilgor-trautt написано, что на первых 2-х встречах с КГБ Вам "банально промывали мозги". Что конкретно говорили?

- Говорили, что вся оппозиция занимается просто выкачиванием и отмыванием денег. Говорили, что Дианов работает на ЦРУ, и что Запад заплатил Вячеславу пару сотен тысяч долларов. Что "у них есть информация", что за Диановым круглосуточно следят все западные спецслужбы, потому что боятся, что его украдет КГБ. Проще говоря, рассказывали, какие все плохие, кроме их одних – чекистов. Только они хотят меня уберечь от опасностей. Обещали помогать материально, решать задолженности с учебой, устроить работать в СМИ.

Максим Чернявский: Сидя на допросе в КГБ, я даже в twitter два раза написал

Максим Чернявский

- Ничего себе. Полный белорусский соцпакет Вам пообещали…

- Да, именно так. Более того, еще и командировки по Европе. Хотя и говорили, что в Европе плохо.

- И что конкретно плохо в Европе, по мнению работников белорусского КГБ?

- В последнее время говорили: "Вот видишь, в Европе все протестуют, там тоже все хреново. А у нас тут под боком Россия. Мы от нее никуда не уйдем, будем от нее зависимы. Ты историю почитай, мы всегда от кого-то зависели!"

- Какие впечатления остались от сотрудников и методов их работы? Убедительны они или могут завербовать только тех, кто морально "гибок"?

- Убедительны ли они? Ну, разве что школьников смогут в чем-то переубедить. И то вряд ли. Реально завербовать они смогут только человека, который изначально лукашист и застабил. Другое дело, заставить подписаться на сотрудничество могут практически любого человека. Не всех, но многих. Под угрозами, давлением, если это не подействует - под пытками.

- Как так случилось, что Вам удалось снять чекиста на фото и записать разговор на диктофон?

- Они были слишком самоуверенны и держали меня за послушного дурачка. Думаю, они даже предположить не могли, что вот так вот будет, потому что действительно невероятно уверены в силе своего горе-внушения.


То самое скандальное признание Максима

На диктофон записать было не сложно, я его просто положил в карман. Кстати, в этом плане они совсем наивные: когда меня вызвали первый раз, сидя на допросе в КГБ, я даже в twitter два раза написал. Не обыскивали вообще. С фото было сложнее. Перед каждой встречей вокруг бегал чекист, который проверял, не снимает ли нас кто-нибудь. Но тут меня выручил фотоаппарат с гиперзумом. Мой друг сфотографировал встречу с безопасного расстояния.


- Насколько я понимаю, от "промывания мозгов" чекисты вскоре перешли к подготовке Вас к оперативной работе. Какие конкретно были задания?

- Первое. Втереться в доверие к Дианову. Второе. Установить, кто такой на самом деле Антон Скорина. Третье. Уничтожить группу "Надоел нам этот Лукашенко", параллельно сдав администраторов. Четвертое. Ездить по зарубежным оппозиционным семинарам и выведывать, что там говорят в "кулуарах". Пятое. Вступить в "Молодой фронт", чтобы стучать и на них.
Ещё много чего предлагали, но это были основное.


- Что за история с вирусом на диске?

- Это вообще курам на смех. Они мне записали на компакт-диск вирус, который я должен был запустить на компьютере Дианова. Как мне сказали, это бета-разработка вируса, который может отследить местонахождение компьютера и передать его в КГБ. Что самое смешное - вирус написан в формате .exe, под Windows, а у Вячеслава - Mac. То есть вирус бы не запустился.

- А что потом произошло? Где Вы вообще сейчас находитесь?

- Я в Вильнюсе пока. Приехал вчера. Уезжал из страны я с ведома и по заданию КГБ. Они оплатили мне визу (которую я на самом деле сделал бесплатно) и билеты на поезд. Дима даже пробил меня по всем базам, чтобы проверить, выездной ли я. И сказал позвонить ему, если бы на границе возникнут проблемы, но они не возникли.

- Что в ближайшее время планируете делать? Грозит ли Вам какая-то статья на Родине?

- На Родине – несомненно. Как минимум, дискредитация Республики Беларусь. Меня они по этой статье предупреждали давно. Еще обещали повесить поджог дома правосудия, а также призывы к массовым беспорядкам. У них сохранены скриншоты деятельности нашей группы Вконтакте. Так что дороги назад нет. Сейчас буду поступать учиться, в ЕГУ или в польские вузы по программе Калиновского. Планирую устроиться работать в каком-нибудь из белорусских СМИ, работающих в Литве или Польше.

- А группу "Надоел нам этот Лукашенко" модерировать продолжите?

- Да, я уже вчера вернулся в администрацию "Надоел нам этот Лукашенко". На самом деле, я ее администрировал все это время, просто под фейковым аккаунтом. А сейчас вернулся под своим. У меня есть пару идей по нашей группе и РЧСС, если все получится, мы объявим об этом на пресс-конференции во вторник.

- Что вообще посоветуете студентам, которых пытаются таким образом завербовать КГБ?

- Тут два варианта. Первый, слать их лесом, далеко и подальше. Сразу. Хоть матом, чтобы до них четко дошло. Мне однажды девушка рассказывала, ей позвонили из КГБ и первым делом спрашивают: "Вы такая-то такая-то (ФИО)?". Она сказала: "Вы не туда попали!". Больше ее не трогали.
Вариант второй - сделать как я. Дать подписку, внедриться, собрать сведения, которые изобличили бы сотрудников, и другой компромат, уехать заграницу и опубликовать все.


- Не жалеете, что поступили так как поступили? Переживаете за родственников и друзей?

- Не жалею. Это движение вперед, а это самое главное. Перемены в жизни всегда полезны. В моей ситуации за границей я смогу сделать больше, чем на Родине. Да и будет, что детям рассказать. За родственников и друзей переживаю, им тяжело. Но если бы меня посадили в Беларуси, им было бы намного тяжелее. Переживаю и за то, что не увижу своими глазами крах режима.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Максим Чернявский: Сидя на допросе в КГБ, я даже в twitter два раза написал