Борьба Лукашенко

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
18 июня 2013, 08:22
Почти 19 лет белорусский правитель борется с коррупцией, которая от такой "борьбы" только крепнет.

Киногерой Глеб Жеглов говорил: "Вор должен сидеть в тюрьме". Почему же Минский горисполком, который по словам президента," полностью из коррупционеров сегодня сформирован", в полном составе не сидит в тюрьме? Этот вопрос надо адресовать Александру Лукашенко и Андрею Кобякову, которые так рьяно "вскрывают" коррупционные схемы в строительной отрасли.

Коррупция не появляется, словно чертик, из табакерки по щучьему велению. Лукашенко на антикоррупционном коне въехал в Красный дом, откуда уже почти 19 лет вещает об антикоррупционных успехах. Но коль главный защитник народа неустанно борется с коррупцией 19 лет, почему же эта гидра не только не умервщлена, но здравствует и процветает доселе?

Ответ дали наши далекие предки: рыба гниет с головы.

Заговорили об очевидном, что скрывать дальше уже не имело смысла – только слепые и немые не знают, что происходит не только в строительстве, но и в стране в целом.


Мингорисполком сформирован из коррупционеров. Так почему же не сидит?

Антикоррупционную кампанию в строительстве Лукашенко начал еще 4 июня, когда подверг критике "зажравшихся строителей" за высокий уровень коррупции. В целом, по его словам, в строительной отрасли "нерешенных вопросов, нарушений законодательства больше, чем достаточно".

Это и понятно: годами народ пересказывает истории, как, например, чиновники понастроили за льготные кредиты по 6-10 квартир, затем создали фирмы, через которые и сдают "квартиры на сутки" собственным гражданам. Такими объявлениями пестрят все рекламные газеты. Подобные факты у народа уже не вызывают удивления.

14 июня Лукашенко продолжил борьбу с коррупцией в строительстве.

"Минский горисполком полностью из коррупционеров сегодня сформирован, которые наверху сидят, и пусть на меня не обижаются, факты этого налицо - первый заместитель в местах не столь отдаленных. И это при таких взятках - $250 тыс.! Деньги немалые. Это тоже о многом говорит", - отметил глава государства.

"Ситуация в строительстве не просто настораживает, а складывается критической. И не только потому, что у строителей недостаточные объемы, вопрос в том, что какое направление ни возьми - в строительстве полный обвал, начиная от неудовлетворенности граждан сроками, качеством и стоимостью строительства и заканчивая той коррупцией, в которой погрязла вся отрасль", - заявил он.

Лукашенко потребовал, чтобы все предложения, рекомендации и распоряжения специалистов рабочей группы немедленно исполнялись "не только на уровне каменщиков и руководителей предприятий строительной отрасли, но и на уровне пробелов, которые есть в законодательстве".

"Вам необходимо потребовать от исполнителей устранения всех выявленных недостатков в ходе работы группы. Чтобы не получилось так, что на совещании у меня в сентябре мы вывалим ворох недостатков и пробелов в строительной отрасли, с которыми мириться нельзя, и потом будем героически разгребать эти проблемы. Принцип один: выявили — исправили", - подчеркнул Лукашенко.

Не успел Лукашенко закончить эту пламенную речь, как эстафету принял руководитель его администрации Андрей Кобяков:

"В сфере строительства существует теневая система откатов практически на каждом его этапе, а также круговая порука", — этого не знают разве младенцы.

В ходе проектно-изыскательских работ под будущие объекты имеют место факты обналичивания денежных средств. Так, в конце мая 2013 года возбужден ряд уголовных дел в отношении группы лиц, проходящих по так называемому делу проектировщиков.

"По материалам проходят более 50 проектировщиков, обратившихся к услугам так называемых финансистов — это держатели подставных фирм, официально именуемых проектными организациями. Всего благодаря "финансистам" в теневой оборот за 2009-2012 годы выведено Br18,3 млрд. в виде проведенных незаконных финансовых операций по счетам подставных фирм. Рынок проектных, сметных, изыскательских работ все больше скатывается в теневую сферу, а структурирование задач его участников приобретает ярко выраженные черты преступных организаций", — говорит Кобяков.

Господа-товарищи, раз вы сами все знаете, ответьте на два вопроса: почему тогда коррупция цветет и здравствует и когда коррупционер (вор, взяточник) сядет в тюрьму? Именно потому, что коррупционеры не сидят по тюрьмам, квадратный метр жилья себестоимостью в 550-600 долларов в итоге выливается гражданам в 1600-1800 долларов. Но беда в том, что единичными посадками (зампредседателя Мингорисполкома Васильева) систему не исправишь.


"Победи коррупцию" и раздели рынок?

Строительство, равно как и ЖКХ, – одна из самых коррупционных отраслей не только в Беларуси, но во всем мире. Именно на строительство построил свой капитал итальянский премьер Берлускони. Почему же Лукашенко заговорил о коррупции только сейчас?

- Система выходит из-под личного контроля Лукашенко. Каст чиновников привыкла к дорогой жизни, от которой отказываться не собирается. Строительная отрасль даже в советское время была максимально коррумпирована, остается такой и поныне. Второе подряд совещание по строительной отрасли – это попытка нагнать страха на чиновников, заставить систему работать на себя. Получается, что Лукашенко борется с системой, которую сам выстраивал 20 лет, - отмечает бывший следователь прокуратуры Олег Волчек.

Юрист и экономист Сергей Балыкин, который см долгое время работал в строительной сфере и знает большинство подводных камней, считает возможным два варианта:

- Очередной приступ популизма. Народ устал строительный вопрос стоит остро, народ недоволен. Возможно, Лукашенко решил сыграть в игру образца 94 года "Победи коррупцию".

Второй вариант – происходит передел строительного рынка, в результате которого на место одних коррупционеров придут другие.
Возможен, и наиболее вероятен, симбиоз двух вариантов: на очередной волне борьбы с коррупцией Лукашенко хочет заработать политические очки, а заодно "подчистить" строительный рынок.



"Лукашенко борется сам с собой"

- Коррупция расцветает тогда, когда не работают механизмы естественной конкуренции. Именно Лукашенко является главным противником рыночной экономики. Его стремление контролировать все и вся и порождает коррупцию, - отмечает Сергей Балыкин.

Как народ понимает "коррупцию"? Это когда чиновник получает незаконное вознаграждение за решение определенных вопросов. В строительстве таких вопросов – вагон и маленькая тележка: и выделение земли под застройку, и сроки строительства, - проблем море. Но белорусское законодательство не устанавливает четких критериев, когда чиновник обязан говорить "да", а когда – "нет".

- В строительстве уже не пробелы – здесь катастрофа. Часть субъектов строительства готовятся сворачивать строительный бизнес и выводить его за пределы Беларуси. Снизить стоимость квадратного метра не получится – чиновники восстанут стеной против снижения стоимости на жилье. Каждому приходится давать на лапу, чтобы вести строительный бизнес в Беларуси. Потому что именно чиновники и контролируют строительный бизнес – самое доходное место.

К нам обращались несколько групп дольщиков. Главные проблемы, с которыми они сталкивались, - затягиваются сроки строительства, завышается стоимость жилья, и людей заставляют платить больше тех сумм, которые предусмотрены договорами, -
рассказывает Олег Волчек.


На нары сядут стрелочники и среднее звено

Чем же закончится борьба с коррупцией в строительстве? Олег Волчек убежден, что главные коррупционеры останутся на своих местах, система принесет в жертву отдельных руководителей среднего звена или стрелочников:

- Сама система давно модернизировалась в коррупционную гидру, которую Лукашенко не победит. Но уголовных дел не избежать. Если Лукашенко говорит, что Мингорисполком коррумпирован в полном составе, значит, надо ждать отставки и Николая Ладутько. Надо ждать отставок руководителей тех городов, где активно ведется строительство. Уголовные дела будут возбуждаться не против первых лиц, а против среднего звена, - отмечает эксперт.

- Виновными окажутся стрелочники и чиновники среднего звена. Максимальный уровень ответственности может затронуть председателей облисполкомов и председателя Мингорисполкома. Существует мизерная вероятность, что под прицелом окажутся редкие министры. Но до уровня вице-премьеров и президентской администрации борьба с коррупцией не дойдет, - уверен Сергей Балыкин.

Похоже, борьба Лукашенко с коррупцией становится вечной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Борьба Лукашенко