Автоколоссы на глиняных колесах

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
18 декабря 2013, 01:23
Неконкурентоспособность на внешнем рынке поставила гигантов белорусской промышленности на грань выживания. На МАЗе и МТЗ сократилась рабочая неделя, в связи с чем ухудшилось положение рабочих.

15 и 22 ноября не работало большинство подразделений МАЗа. Вынужденный простой продолжится также 29 и 30 ноября. На протяжении 2013 года МАЗ неоднократно переходил на четырехдневную рабочую неделю.

Последний простой объявил генеральный директор МАЗа Виктор Основский своим приказом. Таким образом на предприятии сказался спад спроса на продукцию МАЗа на российском и международном рынках.

Активист Свободного профсоюза металлистов Степан Павлович сообщил charter97.org со ссылкой на Министерство промышленности сообщает о том, что МАЗ выполнил только годового 80% плана:

То есть до нового года не хватает еще 20%, но у нас есть чем подстраховаться: у нас есть автобусный завод, "Купава" и завод "Могилевтрансмаш". Я так предполагаю, что мы живем за их счет – от них нам перебрасываются средства и поддерживаются 2/3 за то, что объявляют выходные пятницы. Тем работникам, которые на сделке, доплачивают до среднего, группе по ремонте цехов тоже платят по среднему. По рабочим и членам Свободного профсоюза металлистов особых падений нет: от 500 тысяч до миллиона за меньшее количество часов с марта месяца.


Не лучше ситуация и на Минском тракторном заводе.

Министерство промышленности подтверждает, что и на Минском тракторном заводе сложная ситуация с выплатой заработной платы рабочим.

"То, что заработная плата по отдельным категориям работников на МТЗ была снижена, соответствует действительности. Сейчас работники Минпрома будут разбираться, по какой причине произошло снижение зарплат, насколько это было обосновано", - сообщил агентству "Интерфакс-Запад" пресс-секретарь министерства промышленности Сергей Шалай.

Чиновник добавил, что Минпром придерживается жесткой позиции: рост заработной платы должен быть жестко увязан с ростом производительности труда.

Минпром признает, что в 2013 году МТЗ имел серьезные проблемы со сбытом своей продукции. Там сослались на данные Белстата, согласно которым на 1 ноября 2013 года на складах ПО "Минский тракторный завод" находилось 9,9 тыс. единиц продукции, что соответствует 178,7% среднемесячного объема производства.

Рабочие сообщают, что в ноябре зарплаты на МТЗ составили 2,5 — 4 миллиона рублей, сократившись почти на 30%.


"Пациент скорее мертв, чем жив"


Нынешнее положение МАЗ и МТЗ в рыночной экономике привело бы к банкротству предприятий. Однако в Беларуси названные автогиганты являются "стратегическими предприятиями, а потому не обанкротятся", считает эксперт "Либерального клуба" Антон Болточко.

"Если оборотных средств не будет хватать, то "Беларусбанк" либо Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк" выдадут кредит на поддержание оборотных средств, либо Министерство финансов выдаст очередную субсидию, чтобы предприятия могли продержаться несезонные декабрь-март. И успокоить социальную напряженность на предприятиях. Поскольку предприятиями владеет государство, оно поддержит белорусские автогиганты, но за счет налогоплательщиков", - отмечает Антон Болточко.

Эксперт считает, что сокращение рабочей недели, падение зарплат и рост социальной напряженности – это сегодняшний день на МАЗе и МТЗ.

"В сезон разгрузки складов предприятия не сумели их разгрузить. Чтобы обеспечивать склады и одновременно поддерживать экономический рост у предприятий не хватает оборотных средств. Поэтому предпринимаются правильные шаги с точки менеджмента: сокращаются издержки производства, сокращаются объемы производства", - подчеркнул Антон Болточко.

Но поскольку проблемы постигли белорусских автогигантов, эта информация утаивается от общественности.

"В середине года аналогичная ситуация сложилась в одном из строй трестов. Как только поднялась шумиха, едва ли не в тот день предприятию перечислили деньги, сняв таким образом социальную напряженность. Нечто подобное возможное и в нашем случае, вот только здесь ситуация усугубляется масштабами производственных комплексов МАЗа и МТЗ", - отмечает Антон Болточко.

Есть ли выход из ситуации?

"В ближайшие месяцы (декабрь, январь, февраль, март) непродажные для техники МАЗа и МТЗ. Пациент скорее мертв, чем жив. Поэтому в таких условиях необходимо снижать производство продукции, возвращать дебиторскую задолженность. И третье, самое главное – нужно продавать готовую продукцию дисконтом, даже по ценам ниже себестоимости. В этом случае предприятия имеют шанс получить хоть какие-то оборотные средства", - отмечает Болточко.


"Правительство будет искать горячие деньги, чтобы заткнуть дыры"

"Ничего неожиданного не происходит – экономисты предрекали подобное развитие ситуации еще в начале года", - говорит эксперт еженедельника "Белорусы и рынок" Александр Алесин.

Экономика России попала в стагнацию, поэтому спрос на белорусскую технику резко упал. МАЗ несколько подкосил переход на стандарт Евро 4. И сказываются последствия вступления России в ВТО.

В этих условиях Лукашенко приказал дать рост ВВП. При отсутствии спроса на продукцию заставляли выполнять план. Продукция не продавалась, омертвленные деньги пылятся на складах. Начинать новый производственный цикл не за что.

Во время кризиса 2009 года МАЗ получил от государства около 300 миллионов долларов в эквиваленте – чтобы поддержать социальный мир и спокойствие. Платить зарплаты уже нечем, поэтому за сокращением зарплат следует ожидать сокращения рабочих, считает Александр Алесин.

Кто пойдет под сокращение в первую очередь?

"Во время кризиса 2009 года в первую очередь отправили на пенсию людей предпенсионного и пенсионного возраста. Затем начнут чистить инженерно-технический персонал, что является серьезной ошибкой. Создадут условия для ухода людей с предприятий, а затем начнут сами сокращать рабочих», - считает А.Алесин.


Где выход?

Главный выход – освоение рынков, альтернативных России. Но этим следовало заниматься еще 10-15 лет назад.

"Нельзя сидеть на табуретке, у которой одна ножка – российская, - подчеркивает Александр Алесин. – Именно поэтому практически все зарубежные визиты Лукашенко превратились в политическое обеспечение сбыта белорусской продукции. Но на освоение новых рынков нужны личные контакты, время и большие деньги. Поэтому фактор расширения рынков вряд ли сработает.

Вот поэтому в Барановичах появились российские истребители, прилетят и другие российские самолеты. Взамен Лукашенко получит преференции от России, которые помогут ему сохранить относительную стабильность в 2014 году. Хотя резкого наращивания сбыта в Россию ждать не приходится. Да и в Украине политические бури приведут к экономическим беспорядкам".


Картина поучается совсем не радостной. Именно поэтому сейчас идет жесткая борьба за нефть, которая позволит белорусскому правительству получить горячие деньги, которыми можно заткнуть образовавшиеся дыры. Хотя торговля нефтью является стратегически невыгодной.

"Поэтому правительство будет искать горячие деньги, чтобы заткнуть образовавшиеся дыры", - уверен Александр Алесин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Автоколоссы на глиняных колесах