“Это был удар отчаяния“. В Минске судят велосипедиста, напавшего с битой на пешехода

Наталья Костюкевич / Фото: Дарья Бурякина / TUT.BY
7 сентября 2016, 16:21
В суде Фрунзенского района Минска рассматривают уголовное дело в отношении велосипедиста Анатолия Гринкевича, ударившего битой пешехода по голове. Его обвиняют по ч. 3 ст. 339 УК (Особо злостное хулиганство). Максимальное наказание по данной статье — до 10 лет лишения свободы.

Потерпевший, 17-летний фотограф Василий Демидович, пришел в суд с отцом. Молодой человек считает, что обвиняемый заслуживает максимального наказания.

— Я пытался избежать всей этой ситуации, — объясняет свою позицию Демидович.

Фотограф до сих пор жалуется на головные боли.

— Но иду на поправку потихоньку, лечение еще в процессе, в больнице пролежал 10 дней. Прогнозы врачей: все должно быть хорошо, — говорит он.

"Это был удар отчаяния". В Минске судят велосипедиста, напавшего с битой на пешехода

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Напомним, 30-летний минчанин Анатолий Гринкевич напал с бейсбольной битой на фотографа Василия Демидовича вечером 19 июня 2016 года. Потерпевший шел по краю велосипедной дорожки вдоль улицы Притыцкого. Навстречу ему ехал велосипедист, который при столкновении с пешеходом упал на асфальт. Поднявшись, он неожиданно достал из рюкзака бейсбольную биту и ударил фотографа по голове. После этого сел на велосипед и уехал. Нашли его по фотографиям, которые сделали свидетели конфликта.


Обвиняемый: «Такое у меня в жизни впервые, в драках никогда не участвовал»

На суде обвиняемый держится спокойно. Анатолия Гринкевича задержали 23 июня 2016 года, с тех пор он находится под стражей. Он окончил в 2006 году Минский колледж электроники. Женат, 2 августа 2016 года у него родилась дочь. Ранее судим не был. Работает индивидуальным предпринимателем, занимается ремонтом музыкальных инструментов. За полгода заработал около 9 млн суммарно (900 деноминированных рублей). Раньше работал в магазинах музыкальных товаров.

Велосипед обвиняемый купил два-три года назад. В последнее время ездил довольно часто, «если здоровье позволяло, есть проблемы со спиной».
В тот вечер он возвращался на велосипеде домой с работы.

— Позвонила жена, сказала, что плохо со здоровьем. Беременность протекала болезненно с вынужденным применением лекарств, каждый день как минимум надо было делать один укол. Как только узнал, что жене стало плохо, бросил все, сел на велосипед и поехал домой, — описывает 19 июня обвиняемый. С собой у него был рюкзак, ключи от дома, бейсбольная бита, сменная одежда, паспорт, кошелек.

Бейсбольную биту Анатолию за два месяца до произошедшего подарили друзья.

— До этого знакомый, который был на контракте в Южной Корее, привез бейсбольный мяч, затем еще один друг — бейсбольную биту.

Бита сделана из дерева, 22 дюйма в длину, приблизительно пять сантиметров в диаметре, весит примерно 400 граммов. Около двух месяцев она хранилась в упаковке у Анатолия на работе.

На суде Гринкевич рассказал, что работает с музыкальными инструментами и иногда в некоторых экземплярах гитар не хватает куска дерева. Бейсбольную биту он планировал использовать как расходный материал.

Пояснить, почему в день конфликта он взял ее с собой, Анатолий не смог.

"Это был удар отчаяния". В Минске судят велосипедиста, напавшего с битой на пешехода

Фото очевидца

По этому фото искали велосипедиста с битой.

Обвиняемый рассказал, что в тот день ехал на велосипеде со скоростью 20−25 км в час — у него установлен велокомпьютер, поэтому скорость он знал точно. По просьбе прокурора Анатолий уточнил: велосипед у него с ручным тормозом.

Гринкевич заметил, что всегда старается ездить по велодорожке. И обычно пешеходы, которые по ней идут, уступают велосипедистам, у которых, по его мнению, есть приоритет.

В тот вечер метрах в 35−40 на велодорожке он заметил парня и девушку, начал показывать им жестами, чтобы сошли с велодорожки, просвистел, крикнул.

— Начал смещаться к газону, ехал по краю велодорожки. Смотрю, что не избежать столкновения, начал применять экстренное торможение. У меня покрышки на велосипеде для асфальта, а не для плитки. По плитке они проскальзывают. Руль вывернулся до упора, колесо стало перпендикулярно дороге, я полетел через руль, упал с велосипеда и прокатился несколько метров по дорожке. Пришел в себя, тут же ощутил боль во всей левой части туловища, увидел ушибы на ноге. Обернулся в сторону потерпевшего — он продолжил движение, как будто ничего не произошло, — рассказывает обвиняемый.

Анатолий попытался окрикнуть потерпевшего, пошел к нему быстрым шагом, попутно спрашивая, почему тот не уступил дорогу.

— Мне показалось, что потерпевший стал в боксерскую стойку. Угроз и оскорблений не высказывал. Чтобы избежать плотного физического контакта, я достал биту и держал перед собой на всякий случай, как отпугивающий элемент, чтобы не произошла драка.

— Потерпевший не сказал ни слова, не сделал ни шага вам навстречу… Какой отпугивающий элемент? — удивилась прокурор.

У обвиняемого, кстати, вес 110 кг и рост 1 м 90 см. Потерпевший ростом ниже.

— Потерпевший не ответил ни на один мой вопрос. Я решил не тратить время и, уходя в сторону, просто замахнулся правой рукой, чтобы ударить напоследок. Специально не целился. Замах был на уровне грудной клетки потерпевшего. Куда пришелся удар, не видел. Сильно бить не хотел. Это был удар отчаяния, на эмоциях, в воспитательных целях, — отмечает обвиняемый.

По его ощущениям, сила удара была средней. Потерпевший упал на газон, но сознание не потерял, крови он не заметил. Анатолий положил биту в рюкзак, сел на велосипед (после падения был сломан передний тормоз, появились проблемы с переключением скоростей) и поехал домой.

— Видя упавшего парня после удара битой, вы не подумали, что ему понадобится медицинская помощь? — спросила прокурор.

— Не подумал. Я тоже в тот день пострадал.

Дома Анатолий сделал укол беременной жене, сходил в аптеку за лекарствами.

— Вы поняли, что вообще сделали? — уточнила прокурор.

— Когда жене полегчало, я пошел в ванную, умылся. Все эмоции спали. Со мной впервые такое случилось. Считаю, что неправильно поступил, тогда просто эмоции взяли верх. Потом понял, что не карандаш все-таки (бита — TUT.BY). На работу не ездил два дня. Сидел дома и был полностью погружен в эти мысли. Затем позвонил брат и сказал, что меня разыскивают. На следующий день утром в 9.30 я сам пришел в РУВД. И в этот же момент меня заключили под стражу. Биту до этого я утилизировал, чтобы не было возможности морально травмировать жену. Она могла ее увидеть, начались бы вопросы. Просто распилил ее ножовкой, положил в непрозрачный пакет и выбросил в мусорный контейнер возле дома.

Обвиняемый полностью раскаивается в содеянном.

— Хотел бы обратиться к вам, к потерпевшему, родителям, понимаю ваши чувства, так как сам недавно, будучи в местах лишения свободы, стал отцом. Прошу меня простить, готов материально загладить свою вину. Я поступил неправильно, я в этом уверен, все осознал. Хоть это банально звучит, но говорю от души. Полностью осознаю свою вину, готов понести ответственность.

— Как вы можете объяснить свое поведение? — спросила прокурор.

— Такое стечение обстоятельств, когда в один день в одно и то же время все совпало. Я не оправдываюсь, но обрисовываю ситуацию. Мне нужно было взять себя в руки. Просто разойтись. Такое у меня в жизни впервые, в драках никогда не участвовал и не знал даже, что это такое.

Анатолий Гринкевич заверил: не думает, что когда-нибудь вообще сядет на велосипед. А если это и случится через несколько лет, в любом случае будет ездить в другом моральном состоянии.


Потерпевший: «Видно, что человек врет на судебном заседании»

"Это был удар отчаяния". В Минске судят велосипедиста, напавшего с битой на пешехода

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Озвучил на суде свою версию произошедшего и потерпевший Василий Демидович. В тот день он встретился с девушкой, которую собирался фотографировать, на станции метро «Кунцевщина». Они пошли в сторону торгового центра «Скала». Сначала прогуливались по пешеходной дорожке, а когда людей на ней стало больше, начали выходить на велосипедную.

— На нас ехал велосипедист. Сначала небыстро двигался, но, когда я его заметил, ускорился. Перед столкновением со мной подпрыгнул и сказал: «Что, я должен перепрыгивать?» Его жестов и звуковых сигналов я не видел и не слышал. Думал, что он объедет. Я шел по велодорожке, по той части, где нарисован велосипедист и пешеход. Девушка, которая была со мной, больше по пешеходной части шла.

— Почему не шли там, где нарисован пешеход? — спросила прокурор.

— Там навстречу шли люди.

— Правила движения велосипедов вам известны? — продолжила обвинитель.

— У нас в колледже преподавали ПДД.

— Как вы думаете, на дорожке, где нарисован велосипед и пешеход, кто должен передвигаться?

— Велосипедисты.

— А когда только велосипед нарисован?

— Тоже только велосипедисты.

Потерпевшему показалось, что обвиняемый хотел сбить его целенаправленно.

— Он подавал знаки, что сейчас будет драться, держал кулаки на уровне груди, нецензурно выражался. Я начал отходить, закрыл руками лицо. Я не прыгал с ноги на ногу и боксерскую стойку не делал.

Демидович уточнил, что ранее занимался только стрельбой.

— Он (обвиняемый. — TUT.BY) достал биту и нанес один удар в область лба с правой стороны. Я не изворачивался, я просто от него убегал, замаха не видел. После удара я потерял сознание и упал на газон, — вспоминает потерпевший.

Фотографа забрала скорая, у него диагностировали ЧМТ.

— Какое у вас отношение к обвиняемому? — уточнила прокурор.

— Очень негативное. Видно, что человек врет на судебном заседании, смягчает все свои деяния. Я чувствую обиду. Он мог меня оставить инвалидом из-за нелепой ситуации, — сказал Василий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиОбщество ❯ “Это был удар отчаяния“. В Минске судят велосипедиста, напавшего с битой на пешехода