Почему, чем хуже люди живут, тем меньше они протестуют

"Немецкая волна"
30 сентября 2011, 07:15
Запланированная в Минске в ночь с 28 на 29 сентября - сразу после окончания футбольного матча БАТЭ - "Барселона" - акция молчаливого протеста не состоялась. Предыдущие протестные мероприятия оппозиции также были провальными, несмотря на то, что экономическая ситуация в стране ухудшается. Аналитики объясняют происходящее тем, что многие белорусы уже приспособились к жизни в новых условиях, а также не видят в рядах оппозиции политического лидера, который мог бы улучшить их жизнь.

Летнее обострение

Наибольшего накала и массовости акции протеста в Беларуси достигли минувшим летом, в период отпусков, когда, вообще-то, всякая политическая активность должна спадать. Однако тогда тысячи белорусов выходили и выезжали на улицы городов, чтобы выразить свое недовольство падением уровня жизни.

Наибольшую популярность приобрели акции молчаливого протеста, в ходе которых люди выходили на центральные площади своих населенных пунктов и, не выдвигая политических лозунгов, просто хлопали в ладоши. Широкий резонанс вызвала также инициатива "Стоп-бензин" - автомобилисты выезжали на улицы и, двигаясь настоящими караванами на минимальной скорости, сигналили и мигали фарами, протестуя против роста цен на топливо.

Многие политики и политологи предполагали, что осенью такого рода протесты приобретут еще больший размах. Но этого не произошло. Сначала из-за отсутствия протестующих 14 сентября не состоялась очередная акция "Стоп-бензин". Затем 21 сентября акция молчаливого протеста в Минске собрала всего 30-40 участников, а в ночь с 28 на 29 сентября их и вовсе не было.

Осмысление неэффективности

Как полагает старший аналитик Центра европейской трансформации, социолог Татьяна Водолажская, ожидание роста протестных настроений осенью связывалось с обострением экономической ситуации в Беларуси. И она действительно ухудшилась.

Однако, говорит социолог, попытки перевести недовольство населения в политическое русло поставили перед организаторами акций протеста вопрос об осмысленности и эффективности их действий. А людей, которые готовы эффективными методами добиваться улучшения жизни – мало. "Поэтому, мы устойчиво катимся к худшему, но социального взрыва, перелома в обществе не возникает", - констатирует Водолажская.

Линейная независимость

Политолог Валерий Карбалевич называет три основные причины, почему "горячая" политическая осень остается несбывшимся прогнозом. Во-первых, это страх перед репрессиями, особенно после жесткого разгона демонстрации 19 декабря 2010 в Минске. Во-вторых, люди, по выражению политолога, просто приспособились к жизни в ухудшившихся условиях. В-третьих, это отсутствие альтернативы. По словам Карбалевича, белорусы не видят оппозиционного политического лидера, который мог бы улучшить их жизнь.

Вместе с тем политолог Александр Класковский отмечает, что прямой зависимости между нарастанием недовольства в обществе и протестной активностью граждан не существует. "Здесь все сложнее. Рано или поздно крышку котла сорвать может. Но когда это произойдет – предсказать тяжело", - резюмирует политолог.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиОбщество ❯ Почему, чем хуже люди живут, тем меньше они протестуют