На работу контролерами принимают даже пьющих

Алина Таряник, "Салідарнасць"

Подорожание билетов на проезд в городском общественном транспорте, которое анонсировалось с 1 апреля, пока отложено.

На днях корреспондент "Салідарнасці" поработала в связке с кондуктором, чтобы выяснить, за какую зарплату те работают, как реагируют на "зайцев" и какие «ответные чувства» вызывают у пассажиров.

Кондуктор Александр работает в троллейбусном парке № 4 уже не первый год. По его словам, за несколько лет существования данной услуги, отношение к людям его профессии у народа изменилось, – пассажиры привыкли.

Еще в 2008-2009 годах минчане относились к кондукторам недоброжелательно, вспоминает собеседник, оскорбляли на каждом шагу, не хотели платить за проезд.

А теперь нормально реагируют, понимают, что без оплаты никак. По поводу того, что проезд дорожает, не возмущаются, – говорит он.

Правда, во время нашей совместной поездки в троллейбусе 14-го маршрута выходит несколько иначе. Многие пассажиры уже знают, что проезд в общественном транспорте вскоре должен подорожать. Поэтому нет-нет, да кто-то начинает возмущаться.

Подорожают талоны и проездные! Чем еще нас государство через пару недель удивит?! – ворчит женщина.

На работу контролерами принимают даже пьющих

По словам Александра, в работе кондуктора важно правильно себя подать: идти на контакт с пассажирами, быть уравновешенным. Собеседник старается улыбаться, здороваться с пассажирами, поднимать им настроение. При этом, считает свою работу сложной.

"Зайцы" встречаются Александру нечасто. По его мнению, их 15 процентов от всех пассажиров, и на протяжении кризиса, чтобы избежать оплаты, некоторые грубят и огрызаются. Впрочем, собеседник относится к безбилетникам с юмором, предлагая им все же заплатить за проезд.

– Но иногда конфликтов не избежать. В особых случаях кондуктор имеет право высадить агрессивного пассажира на ближайшем остановочном пункте, – говорит он.

И развивает тему: определенный процент людей перед очередным повышением платы за проезд пытается запастись талонами впрок.

– И на этих пятидесяти талонах они будут ездить еще полгода! – возмущается Александр. – А самый необычный способ проехать бесплатно, который мне встречался, – это талон, склеенный бумажным скотчем. Причем, отличить такой "многоразовый" билетик от действительного, можно только наощупь.

"Зайцы" встречаются даже в рядах МВД. Коллега Александра – кондуктор Валентина – делится: как-то девушка, служащая в правоохранительных органах, хотела проехать по удостоверению. Но не вышло:

– У меня даже полковники проезд оплачивают!

Некоторые пассажиры протягивают крупную купюру в расчете на то, что у кондуктора не найдется сдачи. Но разменная монета есть даже утром. Если нет – кондуктор обращается к окружающим с просьбой разменять. Правда, новость о купюре, номиналом 200 тысяч, Александра не радует. Тем более, что уже сейчас у людей редко находятся деньги, меньше десятитысячки.

– В транспорте звучат объявления, чтобы платили купюрой, достоинством менее 10 тысяч рублей. Но это слабо помогает, ведь даже в банкомате сейчас деньги выдаются 20-тысячными купюрами, – рассуждает кондуктор.

"Нахлебники" или "попрошайки", как оскорбительно называют кондукторов в народе, не такие уж и бессердечные. А вот пассажирская солидарность с безбилетниками существует не всегда. Даже с самыми маленькими.

– В автобус зашли двое мальчишек (проезд для детей тогда был платным). Я пожалела их, говорю, мол, езжайте так – булочку лучше себе потом купите. На что пассажирка, стоящая неподалеку, возмутилась: "Нет уж, пусть платят! Мой ребенок ездит с проездным", – делится историей Валентина.

За смену Александр продал талонов на 120 тысяч рублей. На премию в этот день ему наработать не удалось…

Прощаясь, он сетует:

– Чувствуется, что в троллейбусном парке сейчас недобор. Иной раз видишь человека, откровенно пьющего, а его принимают на работу. Когда я устраивался, требовали даже рекомендации с прошлого места работы.

СПРАВКА

Средняя зарплата кондуктора – около двух миллионов рублей. Передовики могут заработать больше трех миллионов, правда, для этого нужно очень сильно стараться.

На работу контролерами принимают даже пьющих

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter