Могут ли пенсионеры двигать науку вперед?


18 сентября 2012, 08:53
Для инновационной экономики очень важна научно-исследовательская деятельность вузов. Но на это нет ни средств, ни времени, ни возможностей — ведь у преподавателей постоянно увеличивается аудиторная нагрузка, а большинство из них — пожилые люди. Зависимость будущего Беларуси от омоложения сознания изучает «Завтра твоей страны».

Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы определяет создание технопарков при университетах и бизнес-инкубаторов. Деятельность вузов хотят направить на обеспечение кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а долю специалистов с высшим инженерно-техническим образованием из числа выпускников вузов увеличить к 2015 году с 25% до 30%.

Однако профессорско-преподавательский состав в стране — это в большинстве своем пожилые люди: 60% докторов наук, работающих в учреждениях образования, старше 65 лет, 40% кандидатов наук достигли пенсионного возраста.

— Каким образом пенсионеры могут двигать науку вперед? — задается вопросом доцент академического департамента социальных и политических наук Европейского гуманитарного университета Андрей Лаврухин. — Еще одна проблема — необходимость омоложение сознания. Если инфраструктура оценки качества исследовательской работы, Высшая аттестационная комиссия, в частности, будет работать, как теперь, речь об инновациях вести трудно.

Сегодня задача преподавателя высшей школы очень проста: не делать ничего лишнего, в разряд которого попадают как раз исследования и инновации.

— Фактически существует сговор: бесправие вузов и преподавателей компенсируется тем, что и требования к ним предъявляются минимальные. Так комфортно всем, — отмечает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев. Дело не в концепциях — ведь недостатка идей в образовании в Беларуси никогда не было.

Забытое старое

В госпрограмме нет и намека на изменение схемы управления в образовании, — отмечает эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич.

Такая попытка была предпринята в 2001 году, когда разрабатывалась Программа интернационализации и либерализации образования. Программа подразумевала и изменение архитектуры образования, и механизм контроля качества, и переход к системе кредитов. А один из разделов и вовсе имел режущее сегодня ухо название «Академическая свобода и университетская автономия». Программа определяла тенденции развития высшего образования в плане интеграции в Европейское пространство высшего образования на протяжении нескольких лет.

В 2004 году этот процесс изменил вектор в сторону самоизоляции, — отмечает Владимир Дунаев. — Сегодня мы возвращаемся к проблеме интернационализации и либерализации.

Главный вопрос: сверху или снизу?

— Пока ректор неподотчетен академическому сообществу и партнерам. Он бесправен, а его подчиненные вдвойне. Централизованная система управления высшим образованием делает и университеты абсолютно бесправными, — описывает нынешнюю ситуацию Владимир Дунаев.

Главный вопрос модернизации образования — будет ли она исходить от административного центра или вузы смогут сами обновлять содержание образования и быть открытыми социальным партнерам.

Даже если не принимать во внимание внешние вызовы, связанные со вступлением Беларуси в Болонский процесс, просто для выживания университета необходимо выстраивать новые отношения с социальными партнерами, особенно с теми, кто участвует в финансировании образования. Те, кто дает деньги, должны получить право распоряжаться и управлять, — убежден Владимир Дунаев.

Теперь, например, родители совершенно разобщены и не могут предъявить никаких требований вузам. Для этого нет механизмов. Попечительские советы — всего лишь декорация. То же можно сказать и о работодателях. Они могут, конечно, заявить о необходимости определенного числа инженеров на производстве, а далее довольствоваться тем качеством, которое им предоставят.

— К формированию качества подготовки, выработке стратегии, оценке результата работодатель не имеет никакого отношения. Проблема усугубляется еще тем, что работодатель не понимает, что отлучен от процесса, влиять на который имеет право, — подчеркивает Владимир Дунаев.

Необходимость социального партнерства очевидна. Однако как его выстраивать?

— Есть ли у нас современные технологии организации академического сообщества, например? Кто будет брать на себя лидерскую инициативу? Даже если такие субъекты будут созданы, появится проблема обеспечения взаимодействия, — говорит о перспективах Светлана Мацкевич.

До 2015 года у Беларуси есть шанс приблизиться к Болонскому процессу

Войти в Болонский процесс и присоединиться к единому Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО) Беларусь не сможет, как минимум, до 2015 года, когда состоится следующая встреча министров образования стран Евросоюза.

В то же время Болонский процесс может поспособствовать модернизации белорусского образования, отмечалось на недавнем круглом столе в Минске, организованном Офисом европейской экспертизы и коммуникации и Общественным Болонским комитетом. Это инструмент, который может оживить академическую жизнь, создать базу для перестройки.

— Однако чтобы сделать шаг в этом направлении, как минимум, надо признать конфликт ценностей, то есть решить вопрос автономии, академических свобод, участия в управлении образовании, чтобы с другими странами искать ответы на те вопросы, которые стоят перед высшим образованием, — такой совет дает белорусским чиновникам от образования Владимир Дунаев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиОбщество ❯ Могут ли пенсионеры двигать науку вперед?