Почему белорусам водка в рот не лезет?

Анастасия Гурина, "Ежедневник"
26 июля 2013, 14:43
Продавцы не спешат повышать цену на водку, которая и без того в этом году продается хуже. Белорусский народ стал на путь трезвости или причины проблем алкогольной отрасли кроются в другом?

В июле ожидалось подорожание водки. С 12 числа начали действовать новые минимальные цены на крепкий алкоголь.

Предыдущее увеличение минимальной цены в октябре прошлого годы вызвало ажиотаж на потребительском рынке. Тогда минимальная отпускная цена увеличилась на 50%. За несколько дней до даты вступления в силу соответствующего постановления народ буквально сметал огненную жидкость с полок магазинов. После чего цена на водку действительно выросла.

Теперь же ажиотажа не наблюдалось. И покупатели оказались удивительно прозорливы – фактически цены не поднялись до сих пор.

В Минске уже вряд ли, а в некоторых других городах все еще можно найти бутылки дешевле новой минимальной цены (она установлена в размере 38 тысяч за 0,5 литра). В Бресте, например, продается водка "Аквадив" за 35 тысяч.

"Сейчас распродаются старые партии. Новые, возможно, будут уже по другой цене", - сказала "Ежедневнику" продавец одного из магазинов.

Самая дешевая водка нового выпуска действительно станет дороже. Однако большинство продукции в магазине уже давно стоит больше введенной недавно минимальной цены - в среднем 45 тысяч за простую бутылку и 60 – "сувенирную декоративную", как написано на этикетке продукта в одном из магазинов.

Получается, что у магазинов необходимости повышать цену нет. Желания, как оказалось, тоже. Продавцы и так нынешнюю стоимость оценивают как слишком высокую. И кивают в сторону сокращения продаж и роста складских запасов нереализованной алкогольной продукции. В январе-мае текущего года водки было продано на 11,6% меньше, чем за такой же период прошлого года. На 1 июня по сравнению с началом года значительно выросли запасы вин игристых (в 8,8 раза), вин плодовых улучшенного качества (в 6,3 раза), водки (в 5,5 раза) и другого алкоголя.

На самом деле, сокращение продаж алкоголя – очень позитивное явление. Как раз этого и должно добиваться правительство в соответствии с Программой национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.

Тем не менее, считать падение продаж результатом решительных антиалкогольных действий властей мешает ряд фактов. Обратим внимание, что складские запасы растут намного быстрее, чем сокращается реализация продукции на внутреннем рынке. Вероятно, это значит, что подкачал экспорт. К сожалению, Белстат в своем отчете по экспорту продовольственной продукции про алкоголь умолчал.

Внутренний рынок, вероятно, также не смог проглотить весь объем предложения. Несмотря на то, что Госпрограмма по преодолению пьянства была принята еще в 2011 году, в прошлом и позапрошлом годах правительство увеличивало квоты на производство водки. Тогда ее продажи заметно выросли, в том числе благодаря ажиотажу перед очередным подорожанием. Люди затоварились про запас, соответственно, в этом году начали покупать меньше. Плюс серьезную конкуренцию нашим товарам составил импорт. Пива из заграницы по итогам первого квартала привезли на 38% больше к аналогичному периоду 2012 года, крепкого алкоголя – на 30% больше.

В перспективе будет интересно узнать, каким способом наши предприятия разгрузят запасы алкоголя – цену ведь на него не сбросишь, соблазняя народ скупать водку ящиками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиОбщество ❯ Почему белорусам водка в рот не лезет?