Астрономы нашли невероятно черную планету

42.TUT.BY

Художественное изображение горячей экстрасолнечной планеты XO-1 b. Изображение: P. McCullough (STScI) / wikipedia.org
Ученые нашли «горячий юпитер», который почти не отражает падающий на него свет. Препринт научной работы опубликован на сайте arXiv.org, кратко о находке рассказывает ScienceAlert.

«Горячие юпитеры» — это газовые гиганты с массой, близкой к Юпитеру, которые расположены рядом со своими звездами. Обычно эти планеты очень жаркие и довольно темные, они отражают около 40% света, который их достигает.

Недавно найденная планета WASP-104b оказалась необычной даже для «горячих юпитеров». Она поглощает 97−99% света, попадающего на ее поверхность. Исследователи отмечают, что это одна из самых темных планет, известных в научной литературе.

Так происходит из-за близости планеты к ее звезде. Излучение уничтожило облака, в результате поверхность планеты окутала дымка с высоким содержанием калия и натрия, которые поглощают почти весь свет.

Необычная планета обращается вокруг желтого карлика в созвездии Льва примерно в 466 световых годах от нас. Звезду и планету разделяют 4,3 миллиона километров — по космическим меркам это очень близко. Они находятся в ситуации приливного захвата — это значит, «дневная» сторона планеты всегда повернута к звезде.

Скорее всего, WASP-104b не совсем черная. «Из-за сильной жары она должна светиться глубоким сине-фиолетовым или тусклым бордовым цветом, как головня в камине», — отмечает обозреватель ScienceAlert.