Эксперт: Новые формы протеста могут оказаться гораздо более неприятными для властей

Александр Белый, UDF.BY
1 февраля 2021, 14:18
Фото: TUT.BY
Ужесточение законодательства по отношению к протестующим не избавит власти от проблем и угроз.

На минувшей неделе Александр Лукашенко провел совещание по вопросам совершенствования законодательства, на котором потребовал определиться, чего не хватает для надежного выявления и пресечения действий, «направленных против государства».

«Заблокировал дорогу — вот такое нарушение. Вышел незаконно на акцию и начинаешь нарушать общественный порядок? Мы тебя предупредим, оштрафуем. Выйдешь второй раз — сядешь», – предложил Лукашенко.


Тем временем заместитель госсекретаря Совета безопасности Александр Рахманов заявил, что в Административный, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы и трудовое и избирательное законодательство внесут изменения уже в первом квартале этого года.

UDF.BY поинтересовался у экспертов: остановит ли изменение законодательства протесты?

«100-200 тысяч человек не пересадишь»


Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF.BY отметил, что власти намерены «ужесточить ответственность за проявление любых форм протеста».

Эксперт: Новые формы протеста могут оказаться гораздо более неприятными для властей

Фото: euroradio.by

«Понятно, что для властей это остается серьезной проблемой. Напряжение и протестные настроения в обществе не снижаются. Ставка по-прежнему делается исключительно на силовое давление», – сказал Казакевич.


Неужели кто-то решится выйти протестовать на улицу с учетом анонсированных Лукашенко драконовских мер?

«Думаю, многие все равно по-прежнему будут выходить. Власти сколько угодно могут говорить, что мы всех пересадим, но 100-200 тысяч человек не пересадишь. Можно только попытаться отловить наиболее активных», – считает Казакевич.


По его мнению, формы протеста «наверное, будут меняться».

«И другие формы противостояния могут оказаться гораздо более серьезными для власти и нанести ей гораздо больший ущерб, чем то, что люди просто выходили на улицу, показывая свое несогласие», – полагает Казакевич.


Что он подразумевает?

«Новые формы могут заключаться хотя бы в том, что люди будут саботировать какие-то решения властей. Будут не подчиняться инструкциям, будут неэффективно работать на рабочем месте, не видя перспективы в стране. Уже очевиден рост недоверия и подозрительности к силовым и, по большому счету, ко всем государственным структурам. Публичные акции, инициированные властями, игнорируются», – отметил Казакевич.


И это еще не самое опасное для власти.

«Нельзя исключать, что новый импульс в ближайшее время получат формы протеста, которые пока не стали популярными: уход от уплаты налогов, переход бизнеса на серые схемы, формы экономического бойкота – отказ от покупки товаров определенных госпредприятий», – не исключает политолог.


Он также обратил внимание на растущие проблемы госструктур.

«Люди увольняются, поскольку идеологический контроль заставляет их заниматься тем, чем они не должны заниматься. Зарплаты в госструктурах не повышают, что также делает работу там гораздо менее привлекательной», – сказал Казакевич.


«Если сильно закручивать гайки, то сорвешь резьбу»


Бывший председатель Федерации профсоюзов Беларуси и единый кандидат от оппозиции на президентских выборах-2001 Владимир Гончарик в комментарии UDF.BY отметил, что власти рискуют, продолжая нагнетать обстановку в стране.


Фото: tut.by

«Логика у них, видимо, такая: была с их точки либерализация, которая привела к тому, что народ вышел на улицы на протест, поэтому законодательство нужно ужесточить. Но проблему таким образом, конечно, не решить. Если сильно закручивать гайки, то сорвешь резьбу. Похоже, к этому идет дело и у нас», – сказал Гончарик.


Он удивлен, что несмотря на массовые протестные настроения власти продолжают заниматься выстраиванием параллельного мира.

«Все та же пластинка: внешние враги спонсируют протесты, чтобы дестабилизировать ситуацию в Беларуси. Власти упорно отказываются увидеть и социальную, и политическую основу протестов. Отказываются говорить о фальсификации результатов президентских выборов», – отметил Гончарик.



Он обратил внимание на недавнее заявление Лукашенко о том, что за него проголосовало около 6 миллионов человек, хотя даже данные Центризбиркома существенно ниже.

«Это говорит об неадекватной оценке ситуации. Проблему такими методами не решить. Были бы какие-то шансы, если бы Лукашенко сказал: да, у нас существуют проблемы, я допустил ошибки, давайте проведем общенациональный диалог (а не какое-то Всебелорусское народное собрание), выслушаем друг друга», – считает Гончарик.


Его резюме:

«Так как причины недовольства не искоренены, люди выходили и будут выходить. Весна на носу».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Эксперт: Новые формы протеста могут оказаться гораздо более неприятными для властей