«Северный поток-2»: строить, чтобы не строить?

Ритас Витаутас, Клайпеда, для UDF.BY
8 июля 2020, 11:49
Иллюстративное фото
Решение Датского энергетического агентства (ДЭА) разрешить использовать трубоукладчики с якорным позиционированием при укладке трубопровода «Северный поток-2», скорее, можно рассматривать как нежелание Дании участвовать в «битве» США, ФРГ и РФ по вопросу достройки газопровода. Как бы разбирайтесь с этим сами. Но в реальности это никак не решает возникшие перед проектом вопросы.

Что значит разрешение Дании?


В реальности – практически ничего и вот почему. Получение Nord Stream AG разрешения от ДЭА на строительство газопровода принадлежащим России трубоукладчиком «Академик Черский» и баржей «Фортуна» якорным, а не динамическим позиционированием на данный момент пока вообще «пустая бумажка», и что-либо строить до 3 августа, когда истекает время подачи апелляции на решение, просто запрещено.

Причем, никакой политики здесь нет: не точное определение местоположения строительного судна может привести к невольному изменению его маршрута и, как следствие повреждения хаотично разбросанных СССР «доставшихся» ему по результату второй мировой войны в качестве «трофеев» от нацистской Германии бочек с отравляющими веществами, состояние которых за прошедшие годы стало желать лучшего, о чем я писал еще в прошлом году.

Там все действительно не просто - есть данные, что по меньшей мере 250 контейнеров с горчичным газом были обнаружены в 17 метрах от предполагаемого маршрута газопровода. Так что с экологами проблемы точно будут. Но и это еще не все: на июль-август в районе острова Борнхольм попадает время нереста балтийской трески, когда все работы там полностью запрещены.

Иными словами, теоретически возможное время начала достройки – не ранее конца августа – сентября, но, к этому времени начнется строительство уже имеющего все необходимые разрешения газопровода BalticPipe, по которому будет поставляться газ из Норвегии в Польшу, причем строить его будут известные компании, дающие полную гарантию качества выполненных работ, те же самые, что ранее участвовали в проекте «Северный поток -2».

Начало работ приведет к необходимости выбора для ДЭА: с какого проекта начинать, поскольку такие работы одновременно проводиться не могут, и выбор в пользу беспроблемного BalticPipe – очевиден.

В этом случае возможное начало строительства «Северного потока -2» будет отложено еще на 2-3 месяца, то есть аккурат до декабря 2020 или начала сезона штормов на Балтике, когда подобные работы не ведутся в принципе.

Сколько сезон штормов длится? Чаще всего до марта-апреля и именно эта дата и может рассматриваться как реальная для возможного начала достройки российского газопровода.

Причем, во всем этом ключевое слово – возможное. Реальные сроки будут еще не один раз переноситься и откладываться по другим причинам, с разрешениями на строительство совершенно не связанными.

Трудности проекта


Для реального начала работ «Академика Черского» необходимо переоборудовать под укладку труб диаметром до 48 дюймов. Правда здесь история «темная». Во время перехода с Тихого океана на Балтику, судно делало достаточно длительную стоянку в Сингапуре где такие работы возможно и были проведены, хотя это не точно и покрыто завесой тайны.

Но даже если допустить, что судно технически готово, вопрос о его непосредственном допуске к началу работ все равно до конца не решен из-за отсутствия страховки. А оформить ее, как и найти компанию, которая согласится выполнить комплекс работ по обеспечению, сервису и обслуживанию трубы ввиду грядущих американских санкций, для «Газпрома» будет практически невозможно.

Желающих ссориться с Белым домом в мире немного, и это точно не страховые или сервисные компании, так как любая из них, застраховавшая «Академика Черского» или оказывающая содействие реализации проекта, автоматически попадет под санкции, что явно превышает ее возможный заработок от «Газпрома», а решить этот вопрос без задействования Запада Россия не в состоянии.

Скорее всего, РФ попробует использовать так называемую систему ship-to-ship, то есть «связку» из двух судов: «Академика Черского» и баржу «Фортуна», но в любом случае данную систему необходимо сертифицировать. Это вполне реально, но является очередной задержкой времени.

В следующем году, когда возможно будет хотя бы теоретическое начало строительства, ситуация на европейском газовом рынке кардинально изменится. По всем прогнозам, Россия на нем будет лишней, превратившись, как минимум, из основного его игрока, способного «влиять на процессы», в дополняющего, у которого газ могут купить, а могут этого и не сделать.


Это уже сейчас приводит к тому, что «Газпром» ежеквартально отчитывается о многомиллиардных убытках, которые в следующем году будут только увеличиваться вне зависимости от того, достроят «Северный поток -2» или нет.

Более того, прямо сейчас создаются условия, при которых российский газ в Европе в принципе уже не особо нужен, Саудовская Аравия, Катар, США наращивают поставки нефти и газа в Европу и в перспективе россияне потеряют даже то, что имеют.

Кроме того, в самом проекте уже вообще, по сути, нет никакой необходимости после того, как 15 мая Федеральное агентство по сетям Германии отказало компании Nord Stream 2 AG от освобождения газопровода от правил Третьего энергопакета ЕС, что делает возможной его загрузку не более чем на 50%.

А ведь есть еще фактор Украины, которой вне зависимости от прокачанных объёмов надо оплачивать фиксированную сумму, что вынуждает РФ выбирать украинский маршрут или… просто платить.

Санкции США


Даже все вышеописанные проблемы «Северного потока-2» для определения его дальнейшей судьбы кажутся «ничто», в сравнении с уже наложенными и планируемыми санкциями Белого дома. Всё это уже привело к тому, что в конце прошлого года, «получив их», и, одновременно, «с треском» проиграв газовые войны Украине, а, впоследствии и Польше, Россия вынуждена искать варианты достройки газопровода исключительно своими силами. Причем, попытки их исполнения полностью отвечают традиционному российскому «авось».

В то же время США методически и целенаправленно «давят» проект, системно просчитывая все возможные варианты действий России и изначально перекрывая все возможные «лазейки» для продолжения строительства.


На сегодня под действие санкций уже попадает любой участник достройки газопровода. Причем, они составлены таким образом, что под их действие попадут все без исключения, кто хоть как-то привязан к проекту, и как-либо их обойти у Кремля просто не получится.

На этом фоне действия «Газпрома», который с 1.06.2020 года, судя по выписке из регистрации корабля в Российском международном реестре судов, переписал ранее принадлежащего ему «Академика Черского» на Самарский теплоэнергетический имущественный фонд, выглядят «детсадовскими играми». Все «шито белыми нитками». Учредители нового владельца - компании «Газпром теплоэнерго» и «Газпром межрегионгаз Самара», которые, в свою очередь, входят в «Газпром межрегионгаз», напрямую ведут к российскому газовому монополисту, который в случае продолжения работ сам попадет под санкции.

Что дальше?



Если «Газпром» все же пойдёт на это, то он станет «токсичным» как транзитер и поставщик газа, а сотрудничество с ним для европейских стран станет небезопасным.

Поскольку россияне намеков не понимают, группа сенаторов США из обеих партий уже готовит законодательство, расширяющее санкции против «Северного потока-2». И коснутся они в том числе страховых компаний, которые будут работать с российскими судами, участвующими в строительстве трубопровода, а также будут включают меры по предотвращению уклонения от санкций путем передачи судов от компании к компании. Такой своеобразный «привет» махинациям «Газпрома» с «Академиком Черским».

Судя по просачивающейся информации, в реальности новые санкции уже готовы, ждут только две вещи: вскрытия новых «лоббистов» российских спецслужб, выступающих за «Северный поток -2» в Европе (с этим пока туго, на «арене все те же» во главе с Шредером, что, кстати, показательно) и «нового хода» России для полного понимания ее планов.

«Политические игры»


Когда в Кремле говорят о «политике» относительно санкций, то скромно умалчивают, что он сам же и начал эту «игру» в уже далеком 2012 году.

Главной задачей данного строительства как раз и была реализация новых маршрутов транспортировки газа, которая бы позволяла строить планы по аннексии Украины, Беларуси и, возможно, Молдовы, а также стран Балтии без ущерба для поставок газа в ЕС и, как следствие, получения Россией такой необходимой для ее жизнедеятельности валюты.

Но, в «гибридной войне» случился фальстарт и тайно задуманное стало явным, что и привело к противодействию со стороны США строительству «Северного потока - 2» как одного из важнейших элементов агрессии, кстати, не только в отношении Украины.

Результат налицо: в нужные для России сроки (до 1 января 2020 года) в эксплуатацию он сдан не был, что привело к полному поражению в «газовой войне».

Так что, РФ хочет его достроить, чтобы ситуацию переиграть? Конечно – нет, обстановка показывает, что «поезд уже ушел». Тогда зачем?


Правду в свое время неумышленно открыл «разогнанный» впоследствии аналитический отдел «Сбербанка России», который в своем обзоре назвал «Газпром» «прокладкой для отмывания денег», а все его проекты – провальными и убыточными.

Аналитики банка в первую очередь подразумевали газопроводы «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири», общая стоимость которых оценивалась в 94 млрд долларов, при невразумительных сроках окупаемости.

В частности, аналитики «Сбербанка» сделали вывод, что «Турецкий поток» принесет «Газпрому» убыток в 13 млрд долларов, «Северный поток-2» – в 6 млрд долларов, а «Сила Сибири» – ещё в 11 млрд долларов.

Причем, эти вызвавшие в РФ шок цифры еще довольно скромны: по мнению эксперта, по газовому рынку Восточной Европы, основателя и директора консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина общая стоимость одного только «Северного потока-2», с учетом инфраструктуры на российской территории, на самом деле составляет свыше 40 млрд евро, а никак не 9 млрд. евро. Даже с учетом традиций российского «распила» это большие деньги.

Так что российская «гибридная война», начатая ей же самой, близится к своей финальной стадии – чистому поражению, а «бодрые» сообщения о перспективах достройки, по сути уже мертвого проекта, всего лишь попытка доказать Путину, что проект еще жив и перспективы у него – отличные.

Иными словами, надо время потянуть, вдруг российский президент поверит и «карающий меч» мимо пролетит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиВ мире ❯ «Северный поток-2»: строить, чтобы не строить?