Под флагом борьбы с тунеядством государство готовит атаку на теневую экономику

Александр Ярошевич, Naviny.by
21 октября 2014, 17:07
Александр Лукашенко поручил до начала следующего года разработать меры по искоренению иждивенчества и тунеядства в Беларуси.

Можно подумать, что речь идет о различных асоциальных элементах, сознательно уклоняющихся от трудовой деятельности. Однако удара следует ждать как раз тем, кто работает, но от чьих заработков государству не перепадает ни копейки — выезжающим за границу строителям, незарегистрированным репетиторам, приграничным торговцам и т.д.


Старая пластинка на новый лад

Еще летом прошлого года с предложением обложить неработающих граждан налогом выступил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. По его данным, в Беларуси не работает около 445 тысяч человек в трудоспособном возрасте, а это значит, что вклада в развитие экономики они не вносят, но социальными благами при этом все равно пользуются.

«Ситуацию нужно исправлять. Один из способов — введение налога с неработающих», — заявил в июле минувшего года белорусский премьер.

Позже негосударственные СМИ также сообщали, что разработаны проекты указа президента и постановления правительства о введении с 1 января 2015 года налога с безработных в размере 20 базовых величин (3 млн. рублей). По неофициальной информации, предусматривалось, что платить налог будут граждане от 18 до 55 (женщины) или 60 лет (мужчины), которые более шести месяцев в календарном году «не принимали участия в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и иных платежей».

После этого тема налогообложения тунеядцев не подымалась в прессе целый год. 20 октября о ней вспомнил Александр Лукашенко. Он поручил до 1 января 2015 года разработать систему мер по искоренению иждивенчества и тунеядства.

«Как мне докладывают, около 500 тысяч наших граждан не задействованы в экономике страны. Пусть 100 тысяч — это домохозяйки и работающие на собственном подворье. А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут?» — возмутился глава Беларуси.










Причем, по его словам, эти и другие иждивенцы пользуются всеми благами государства, получая бесплатное образование, медицинское обслуживание, оплачивая услуги ЖКХ по дотируемым государством тарифам.

«А потом еще приходят к государству и требуют достойную пенсию. Пора прекращать это иждивенчество! 400 тысяч должны быть вовлечены именем революции в работу! Бездельников не должно быть в стране! Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает», — потребовал Александр Лукашенко.

В свою очередь, Министерство внутренних дел выступило с инициативой ввести в Кодекс об административных правонарушениях норму, позволяющую привлекать к ответственности, в том числе к принудительному трудоустройству граждан, которые в определенный период времени умышленно не работают.

Глава Беларуси поддержал это предложение. «Хотите вернуть понятие «тунеядство» — возвращайте. Это будет понятнее для народа. Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать! До 1 января принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» — сказал он.


Кто такие тунеядцы в Беларуси?

Когда власти говорят о тунеядцах и иждивенцах, то в первую очередь они имеют в виду совсем не алкоголиков и прочих асоциальных элементов. Речь, скорее всего, идет о теневом секторе экономики, полагает декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. Под флагом борьбы с тунеядством государство готовит атаку на теневую экономику

«Значительная доля из этих людей — это, во-первых, так называемые строительно-ремонтные бригады по строительству и ремонту коттеджей и квартир и так далее. Вторая часть этого полмиллиона населения — это те, кто полуофициально работает в России, но числиться здесь. И третья часть этого населения, наверное меньшая, — это так называемая политическая оппозиция, которая получает деньги за рубежом», — полагает ученый-экономист.

К данной категории также можно отнести репетиторов, нянь, а также челноков, которые живут за счет приграничной торговли.
Под флагом борьбы с тунеядством государство готовит атаку на теневую экономику
«Эти люди — не иждивенцы и тунеядцы. Они работают, только просто не платят налоги. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы они их платили? Хотя бы походный налог, так как другим гражданам может быть обидно», — говорит директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Александр Чубрик.


Лишить медицинского обслуживания и пенсии

По его словам, решение этого непростого вопроса требует совместных действий налоговых и правоохранительных органов по предотвращению таких случаев.

«Возможно, нужно проводить дополнительную агитацию и пропаганду о том, что правильно было бы все-таки регистрироваться как индивидуальный предприниматель и платить налоги с денег, которые они получают», — предлагает экономист.

Михаил Ковалев предлагает лишать вышеназванные категории людей права на бесплатное медицинское обслуживание и пенсии.

«Раз ты не хочешь показывать свои доходы, значит, мы не будем тебя лечить и платить пенсию. Это мигом заставит их пойти зарегистрироваться и платить эти взносы самим, раз за них не платят работодатели», — полагает декан экономического факультета БГУ.


Сомнительная инициатива

Юрист и экономист Сергей Балыкин считает инициативу о привлечении к ответственности тунеядцев крайне сомнительной как с правовой, так и с экономической и организационной точек зрения. Под флагом борьбы с тунеядством государство готовит атаку на теневую экономику

«Я, конечно, понимаю, что нынешняя власть мало внимания обращает на юридические формальности и зачастую превращает права граждан в их обязанности, но введение института принудительного труда несомненно повлечет за собой санкции со стороны мирового сообщества», — отметил юрист в комментарии для БелаПАН.

По словам Сергея Балыкина, в отличие от Советского Союза, где существовала ответственность не только за тунеядство и за иной паразитический образ жизни, например, за занятие частной предпринимательской деятельностью, в Беларуси легализованы и другие формы извлечения доходов гражданами помимо трудовой деятельности. Это могут быть доходы от предпринимательской деятельности, от участия в хозяйственных обществах, проценты по вкладам в банках, доходы от сдачи недвижимости.

«И все эти поступления облагаются подоходным либо другими налогами. В конце концов, человек может жить на сбережения, которые он держит под собственным матрацем. И это пока еще не запрещено», — говорит эксперт.

Не стоит, по его словам, также говорить, что неработающие граждане не платят налогов, ведь кроме подоходного налога, который, кстати, не является бюджетообразующим, существуют еще и косвенные налоги: НДС и акцизы, включаемые в цену покупки. Поэтому, приобретая какой-то товар или услугу, человек автоматически перечисляет деньги в бюджет.

«Мне совершенно непонятна экономическая целесообразность организации неких принудительных работ. Рабский труд доказал свою неэффективность еще 2000 лет назад, а в современном обществе рентабельность такого рода труда смогли обеспечить только откровенно людоедские режимы в концлагерях. Но там это достигалось за счет уничтожения сограждан», — отмечает Сергей Балыкин.

В современных условиях, по словам экономиста и юриста, «эффективность» принудительного труда не удалось обеспечить никому. Примеров тому в новейшей белорусской истории множество, начиная от пресловутых нерадивых родителей и заканчивая крепостным правом в деревообрабатывающей отрасли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЦифра дня ❯ Под флагом борьбы с тунеядством государство готовит атаку на теневую экономику