Какие лозунги нужны кандидатам-2016?

Анастасия Беленькая, Завтра твоей страны
29 июля 2016, 07:58
Кто нужен электорату на ближайших парламентских выборах: популисты или прагматики? Комментируют политолог и социолог.

Начало избирательной кампании заставило многих потенциальных кандидатов задуматься о своих предвыборных программах и о том, что хочет сегодня услышать избиратель. Найдут ли разговоры о реформах отклик в душе избирателей или достаточно пообещать высокие зарплаты и мирное небо над головой?


«Сегодня прагматики выигрывают»

Директор Института политических исследований «Палітычная сфера» Андрей Казакевич отмечает, что в целом население сегодня готово голосовать за людей с опытом, имеющих определенную стратегию. Другое дело, что нынешние парламентские выборы не воспринимаются людьми как инструмент для решения глобальных экономических проблем.

— Не думаю, что кто-то серьезно рассчитывает, что парламентарии могут как-то серьезно изменить экономическую политику Беларуси или, скажем, провести реформы, — поясняет политолог. — Но если обращаться в целом к тому, как население сейчас себя ощущает, то прагматики все же выигрывают. Люди ожидают решения конкретных проблем. Все-таки прагматическая стратегия человека с опытом, хозяйственника для большинства предпочтительнее, чем просто популистские заявления.

Какие лозунги нужны кандидатам-2016?

Политолог Андрей Казакевич

Это, по мнению политолога, должны понимать и альтернативные кандидаты, для которых сегодня важно суметь показать не только то, что они против власти и являются альтернативой в условиях кризиса, но и доказать, что у них есть возможности решать конкретные проблемы.

— Это лучше, чем просто ставка на лозунги, — отмечает Андрей Казакевич.

Однако надо понимать, какие цели будет ставить тот или иной кандидат, идя на выборы. Ведь, по словам политолога, не все претенденты идут, чтобы победить.

— Учитывая то, что выборы нельзя считать демократичными в полной мере, большая часть людей выдвигается скорее для того, чтобы просто актуализировать важные для белорусского общества темы, либо для пропаганды своих собственных идей и ценностей, либо просто чтобы получить информационную раскрутку. Выбор той или иной стратегии очень сильно зависит от того, какие цели ставит перед собой тот или иной кандидат, — подчеркивает политолог.


«Лозунг «каждой бабе по мужику» или «каждому мужику по бутылке водки» не пройдет»

Эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс) Сергей Николюк уверен, что белорусское общество реагирует не на лозунги.

— У нас расколотое на две части общество. Электорат скорее делится на сторонников Лукашенко (большинство) и его противников (меньшинство). Это такой упрощенный взгляд на политику, свойственный глубоко архаичному обществу, — отмечает социолог.

По его словам, электоральная база оппозиции сегодня составляет около 30%.

— Но это от списочного состава. Необходимо помнить, что реально на парламентских выборах голосует примерно 60-65% избирателей. А в этот раз, может быть, и еще меньше. Причем в первую очередь на выборы явятся сторонники власти: пенсионеры, жители села. Поэтому если бы сегодня честно подвели результаты голосования, то оппозиционные кандидаты не смогли бы собрать даже треть голосов, — отмечает Сергей Николюк.

Какие лозунги нужны кандидатам-2016?

Социолог Сергей Николюк

Более того, чисто популистские лозунги не являются для людей поводом прихода на участки для голосования.

— Еще в начале 1990-х многие рассуждали так: раз все мужики любят пиво, то партию пива должно поддержать большинство. На деле это не работает и за таких чистых популистов белорусы не голосуют, — поясняет социолог. — Ведь в 1994 году, когда белорусы действительно демократическим путем определяли курс развития страны, победили не популистские лозунги. Просто белорусы стояли перед выбором: или им двигаться к рынку (а это значит к личной ответственности за свою судьбу), или возвратиться назад к патерналистскому государству. Если человек не может вписаться в современные условия, он ищет сильную власть, которая его защитит и возьмет многие его проблемы на себя. Это рациональный выбор.

Тогда белорусы свой выбор сделали. Другое дело, что сейчас власть не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства. Тот тип государства, которое поддерживает большинство, в силу сложившихся обстоятельств уже не может обеспечить защиту этого большинства, подчеркивает социолог.

— Не потому, что власть передумала, а потому, что ресурсов нет. Все – модель пришла в тупик, — поясняет Сергей Николюк. — И вот как раз сейчас начинает разворачиваться тенденция, которая и будет определять некие процессы в среднесрочной перспективе в Беларуси. И тут лозунги, как у Жириновского, типа «каждой бабе по мужику» или «каждому мужику по бутылке водки», не пройдут. Искать такой популистский лозунг сейчас просто наивно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFПарламент 2016 ❯ Какие лозунги нужны кандидатам-2016?