Милинкевич: Возможно, демократия наступит раньше, чем нам будет нужен новый единый кандидат

Змитер Лукашук, Еврорадио
16 сентября 2016, 17:19
Фото Сергея Гудилина
Уже более года политик Александр Милинкевич выполнял скорее представительскую функцию, чем действительно управлял Движением «За свободу».

И вот логическое завершение: за право возглавить эту общественную организации соперничают два заместителя Александра МилинкевичаЮрий Губаревич и Алесь Логвинец.

Чтобы обсудить как будущее самого политика, так и нынешнюю политическую ситуацию в стране, Еврорадио встретилось с Александром Милинкевичем. Если бы в моем округе был демократический кандидат — пошел бы и проголосовал за него

- Ваше отношение к нынешним парламентским выборам?

- У нас реальных выборов нет. Выборы сфальсифицированы, и я таковыми их буду считать, пока мы, демократическое сообщество, не будем совместно с властями считать голоса.

- Голосовать ходили?

- Нет, потому что был в Минске, а прописан в деревне Беркшты Щучинского района. И не пошел бы, потому что там выбора не было — были только провластные кандидаты.

- А если бы в округе был демократический кандидат?

- Пошел бы и проголосовал за него.

Представим себе, что вся оппозиция не пошла на выборы — что тогда? Власть раскрывает все карты: никаких фальсификаций, сидят наблюдатели и говорят: «Супервыборы — в Европе таких нет!» За рубежом никто не будет разбираться, почему мы не пошли на выборы. Наблюдатели придут, посмотрят: «Мы пришли, и там все отлично».

Назначили или пропустили демократов в парламент — не надо этих людей попрекать

- Все спорят, как называть то, что представители демократических сил попали в парламент: назначены, были допущены, победили…

- Если один кандидат будет говорить об инвестициях и реформах для малого и среднего бизнеса, а другой — о мягкой белорусизации, это и будет результат. Надо помогать этим людям. Не стоять в стороне и давать комментарии, мол, «у меня на руках белые перчатки».

- Их присутствие в Овальном зале способно изменить парламент?

- Изменит, если займут нравственную позицию и будут отстаивать то, что для всех нас важно. Альтернатива должна присутствовать и во власти, какой бы та власть ни была. Они должны иметь законопроекты, направленные на то, чтобы улучшать ситуацию с правами человека, экономикой, языком и культурой.

- И если бы мандат получил кто-либо из кандидатов от Движения, вы бы советовали от него не отказываться, несмотря на то, что результаты считаете сфальсифицированными?

- Наши люди Мелешкевич, Губаревич, Логвинец тоже могли пройти. Но для этого надо, чтобы власть была готова сотрудничать с оппозицией не только в реформах экономических и белорусизации, но, например, если бы хотела интегрироваться в Европу. Тогда бы и наши люди были нужны, и они бы тоже могли в парламент попасть. Мелешкевич мог бы попасть, если бы власть всерьез хотела заниматься чернобыльскими проблемами и сотрудничать с Западом — он был бы очень полезен. Но этого власть не хочет делать, и она их «не пригласила».

Надо, чтобы все белорусы консолидировались вокруг национальной идеи, вокруг идеи независимости. Власть это понимает, для того Анисим и в парламенте

- Постойте, власть как бы села и приняла решение, что будет заниматься вопросами «мягкой белорусизации» и «проблемами малого и среднего бизнеса», и под это подобрала себе кандидатов из оппозиции, которые эти темы в Овальном зале будут поднимать. А выбрала бы власть себе другие приоритеты, то и оппозиционеров в свой парламент других бы подобрала, так?

- Да. Если народ не понимает, что он белорусский, если не знает своей истории и не чувствует своей миссии, ответственности перед предыдущими и будущими поколениями — такой народ скажет: «В России большие зарплаты, так и приходи, Россия, сюда!» Надо дух народа воспитать, и для этого белоруссизация нужна.

- Думаете, направление на белорусизацию — всерьез и надолго во власти?

- Слышу, говорят: «Как началась так и закончится». Но я думаю, что это [курс на белорусизацию] результат лучшего понимания ситуации, геополитики, существующих для Беларуси угроз. Без самосознания и знания своих истории и культуры человек слаб. Ранее такой человек был нужен власти, но оказалось, что в условиях московской угрозы, такой человек не очень-то соответствует сегодняшнему дню. Нужно, чтобы все белорусы консолидировались вокруг национальной идеи, вокруг идеи независимости. Власть это понимает, как и то, что лучше это делать совместно с гражданским обществом. Отсюда Анисим отвели такую исключительную роль, и я надеюсь, что она с ней справиться.

Омоложение должно быть — и во власти, и в оппозиции

- Почему вы решили покинуть пост лидера Движения «За свободу»?

- Должна быть ротация. Особенно если мы говорим о демократии. Должны приходить новые стратегии, новые взгляды и идеи. И омоложение должно быть — и во власти, и в оппозиции. Смена поколений — естественный процесс, и он обычно способствует динамичному развитию. Так сложилось, что я раз в 5—7 лет менял коренным образом то, чем занимаюсь. И каждый раз для меня это было своего рода омоложение: новый взгляд и новое развитие. Я уже полтора года занимаюсь проектом «Вольный белорусский университет». Это тоже политика, только образовательная.

- За место лидера соперничают два ваши заместители — Логвинец и Губаревич. Вы на чьей стороне?

- Было бы некорректно отвечать на этот вопрос. Я с большим уважением отношусь к обоим. Решать будет Рада. Я хочу, чтобы это было демократическое решение, а не передача власти по наследству.

- Пришли бы вы голосовать на президентских выборах, а там две фамилии: Губаревич и Логвинец — за кого поставите птичку?

- За обоих поставлю!

- Испортили бы бюллетень!

- Ну, будет испорчен! Нет, не вынуждайте меня говорить такое, не буду.

- Вы что, не смогли подготовить себе преемника?

- Даже два есть преемника, как видите. А может быть, еще в ходе собраний кто-то из регионов появится. Хорошо, что есть кадры, а есть же организации, где и кадров нет на смену!

Возможно, что демократия и перестройка наступят раньше, чем будет нужен новый единый кандидат

- Нужен ли оппозиции единый кандидат на президентских выборах и будет ли он на выборах-2020?

- С одной стороны, это важно. И примеры из истории показывают: легче будет мобилизовать людей. Теперь у нас есть силы на одну серьезную кампанию всем вместе. Единый кандидат необходим, пока есть авторитарный режим. Но в настоящее время у нас по самым главным геополитическим вопросам: куда идти Беларуси — на военный и экономический союз с Россией, с потерей независимости, или возвращаться в европейскую семью — существуют расхождения в оппозиции. Объединиться трудно по идеологическим причинам.

- Возможно, назначением в парламент Анисим и Канопацкой власти определили для оппозиции тех, из кого этой оппозиции следует выбирать единого?

- Не думаю, что это было темой разговоров, которые они вели, когда готовили такой сценарий. Я считаю, что сценарий с точки зрения власти — успешный. Будто бы и демократизация, но под полным контролем.

Ситуация в экономике такова, что я предвижу: перемены должны быть. Только бы те перемены были в пользу Беларуси. Только бы мы в этих переменах не потеряли страну.

- Иногда белорусскую оппозицию называют «карманной»…

- Я так не считаю. И никогда ее так не называл, хотя и говорил о ней «маргинальная». Но это не совсем ее вина. Условия, в которых мы существуем, показывают: хорошо, что вообще есть оппозиция.

- Представители оппозиции в парламенте заставят оппозицию меняться?

- Думаю, что в демократических кругах еще не до конца осознали, что мы перешли на новый этап развития в демократической деятельности. Это будет совершенно иная ситуация. Они получили трибуну, возможность выступать в том числе и в государственных медиа.

- Ваш уход с поста может стать сигналом для лидеров других партий, чтобы они дорогу молодым освободили?

- Я бы хотел, чтобы это стало примером для Александра Лукашенко. Действительно, какие-то вещи он сделал нормальные, какие-то — неприемлемы абсолютно. И построенная им система власти не имеет перспектив. Ему я предложил бы уйти раньше того момента, когда уйти он будет вынужден. Что касается коллег по демократическим организациям, хочу лишь, чтобы и там были демократические выборы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFПарламент 2016Интервью 2016 ❯ Милинкевич: Возможно, демократия наступит раньше, чем нам будет нужен новый единый кандидат