Беларусь ждет системный кризис, власть не способна с ним справиться - политолог

Беседовал Виталий Цыганков, Радио "Свобода"
9 апреля 2020, 12:23
Андрей Егоров. Фото: TUT.BY
Проблема лидеров белорусского оппозиции в том, что преимущественно они социальные маргиналы.

Политолог, аналитик Центра европейской трансформации [b]Андрей Егоров
заявляет, что Беларусь ждет не только экономический, но и системный кризис, объясняет, почему белорусская централизованная власть не способна с ним справиться, и заявляет, что перемены могут произойти только тогда, когда люди увидят ответ на вопрос: «Кто, если не он?».

- Недавно вы опубликовали статью, в которой утверждаете, что Беларусь стоит на пороге не только экономического, но и системного политического кризиса. Каковы ваши основные аргументы в пользу этой версии?

- Беларусь в связи с коронавирусом вступает в кризис образа жизни населения. Люди вынуждены понимать, что жить так, как раньше, уже невозможно, и придется выбирать какие-то другие формы поведения. И это подталкивается наступлением экономического кризиса, который у нас получился не только, как во всем мире, вследствие коронавируса, но и по собственно белорусским причинам.

В результате люди не могут решить свои насущные вопросы и начинают нервничать, растет социальное напряжение. Все эти процессы ускоряются, подгоняют друг друга и несут большую опасность в ближайшие год-два для всех аспектов жизни Беларуси.

И это все требует быстрых и решительных мер реагирования со стороны белорусской власти. Но мы встречаемся с ситуацией, что белорусское государство, система белорусской власти сверхцентрализована. Эта сверхцентрализация с низкой инициативой и инновациями очень плохо справляется с кризисом. Поэтому и возникает системный кризис, так как система не может принимать быстрые и адекватные решения.

- Если вы и другие политологи рассуждаете о тех ответах, которые может дать государство — то следует учитывать, что у властных структур могут быть свои интересы. И они могут быть направлены прежде всего на сохранение власти во время кризиса, а не на победу над кризисом. Власти, возможно, важнее любой ценой сохранить политическую стабильность и статус-кво. Может, это для руководства более важная задача, чем борьба с экономическим кризисом, которого все равно не остановить?

- Здесь нет большого выбора. Чтобы сохранить себя - власть вынуждена обращать внимание на потребности населения. И если мы прогнозируем развитие кризиса в тех размерах, как об этом пишут независимые экономисты (до 10 процентов ВВП), то такое падение гораздо большее, чем было в 2011 году. И, как помните, тогда тот кризис вылился в спорадические бунты людей, ведь они попали в ситуацию, когда не могли решить насущные проблемы. И если сейчас людей выталкивают в "социальные отпуска" или даже в отпуска без сохранения зарплаты - то как им жить? И они начинают требовать решения этой ситуации.


И им не к кому еще идти, кроме как к белорусскому государству. Не к каким-то местным властям или бизнесменам, а именно к центральной белорусской власти. Ведь в этом и заключался социальный контракт, который существовал последние годы — « власть обеспечивает минимальные потребности, а люди не бунтуют». Когда власть перестает обеспечивать — люди начнут бунтовать.

В 2011 году это уже начало происходить, и спасла власть только относительная непродолжительность экономического кризиса. Паралич центральной власти начинался, но не дошел до своей глубины. Ведь кризис тянулся с полугода и не поставил сильных политических вопросов к власти.

- И где доказательства, что теперь будет по-другому?

- А теперь и не будет по-другому. Кризис центральной власти не приводит к автоматическим изменениям в стране, он только ставит вопрос: "Кто, если не он". Люди видят, что государственная машина не справляется с кризисом, но это не приводит к автоматическому развитию кризиса, так как люди не видят очевидной политической альтернативы.

Кризис власти требует активных действий групп населения, перспективных лидеров, которые видят себя как альтернативу этой власти. У общества должен быть ответ на вопрос: "Кто, если не Лукашенко?" И если таких людей нет, то политический кризис и не будет развиваться.

- Вы предлагаете, чтобы в кризисное время оппозиция (в широком смысле слова) организовывалась, чтобы подорвать позиции власти и представить ей альтернативу. Но государственная пропаганда скажет наоборот, что в такие сложные времена нужно объединиться вокруг власти, чтобы вытащить страну из бездны, а не бороться за власть. Объединяться - если не вокруг власти, то вокруг идеи спасения страны.

- Теоретически это, может, и правильный тезис, но, к сожалению, нынешняя система власти не принимает никакой альтернативы, не принимает даже помощи от гражданского общества. В ситуации с коронавирусом власть говорит, что «все нормально, мы со всем справляемся». Но значительная часть общества, как видно и из социологических опросов, не верит в это и начинает действовать самостоятельно. То есть нет кооперации даже в условиях кризиса, не получается никакого единения.

- Вместе с тем вы традиционно довольно жестко критикуете оппозицию, которая принимает участие в президентских выборах, пытается выдвинуть единого кандидата. Если вы фактически не принимаете нынешнюю оппозицию — как тогда, по-вашему, должны объединяться неравнодушные люди? Создавать новые структуры?

- Мы наблюдаем объединение людей в противодействии кризису, видим определенную самоорганизацию в некоторых инициативах. Но мы не наблюдаем, чтобы это переходило в политическую плоскость. Мне кажется, что если есть люди, которые в перспективе думали о переходе в политику — то сейчас то самое время, когда стоит это сделать. А людям бизнеса стоило бы задуматься об инвестировании в таких перспективных политических лидеров.

Те новые люди, которые должны появиться, должны быть достаточно, скажем так, социально респектабельные. Они должны не быть социальными маргиналами. Проблема лидеров белорусской оппозиции в том, что преимущественно они социальные маргиналы. Надо, чтобы к ним присоединялись люди, которые имеют имя, репутацию хотя бы в своих профессиональных сообществах.

- Давайте вернемся к вашему основному тезису о кризисе власти в широком смысле. Но если допустить, что власть оценит ситуацию максимально правильно и решит сделать все надлежащие шаги — то как, по вашему мнению, эти шаги должны выглядеть? И какова вероятность того, что власть на них пойдет?

- В широком смысле это расширение свободы действий в самых разных сферах жизни общества. У нас слишком мало свободы и возможности осуществления независимых инициатив. Нужно дать возможность людям самостоятельно реализовывать свои инициативы, не зажимать их.

Второе, должна быть определенная степень причастности независимых экспертов к процессу принятия решений. Кстати, определенные такие знаки уже есть, например, в группу по выработке стратегии социально-экономического развития были включены Данейко, Алейников, люди из независимых структур.

- Но в Европе на фоне коронавируса мы видим, скорее, обратный процесс - рост значения государства, большая роль государственных структур в экономике, заливание кризиса деньгами.

- Я не призываю, чтобы было «меньше государства». Просто нужно снять ограничения на инициативу, дать возможность государственным субъектам сотрудничать с негосударственными, снять баррикады между независимым обществом и государственными органами. Тогда и возможно какая-то степень единения белорусского общества относительно шагов по преодолению кризиса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFПрезидент 2020 ❯ Беларусь ждет системный кризис, власть не способна с ним справиться - политолог