Корнеенко: “Талаку“ единит цель – ликвидировать диктатуру

Ольга Воробей, UDF.BY
30 сентября 2013, 00:43
22 сентября в Минске создан Гражданский альянс за справедливые и честные выборы для лучшей жизни "Талака". Это уже вторая оппозиционная коалиция – наряду с "Народным референдумом".

Соглашение о создании коалиции подписано Объединенной гражданской партией, Белорусской партией левых "Справедливый мир", незарегистрированной организацией "Молодая Беларусь", а также четырьмя оргкомитетами (по созданию Партии трудящихся, Белорусской женской партии "Надзея", общественного правозащитного объединения "За справедливые выборы" и "Беларускага руху"). Всего в новый блок вошли свыше 40 структур.

В чем отличие Гражданского альянса "Талака" от "Народного референдума"? Каковы цели новой коалиции? С чем идет "Талака" на местную и президентскую кампании?

Об этом один учредителей коалиции Виктор Корнеенко рассказал приложению UDF.BY "ПОЛИТИКА".

– В чем отличие "Талакі" от "Народного референдума"? Вроде задачи – одни и те же, а коалиции – две...

– Вы правда полагаете, что задачи одни и те же?

А я вот никак не пойму соль этой идеи с референдумом. Общаясь с регионалами во время подготовки конференции, я понял, что почти все активисты думают, что это будет попытка провести реальный референдум. Идеологи же настроены на иной сценарий. Не разберешь!

Недавно про отличия в коалициях сказал известный белорусский журналист Юрий Дракохруст. По его мнению, сторонники "референдумной" стратегии очень хотят понравиться власти и стать "конструктивной" оппозицией. Критику они обращают на нерадивых чиновников, которые плохо ремонтируют дороги, обижают народ снижением уровня социальной поддержки и т.п. Мы же полагаем, виновник всех наших проблем один – авторитарный правитель, и любое сотрудничество с ним, даже косвенное, аморально! Ну, например, находить "ангелов" в его ближайшем окружении.

– Ряд оппозиционных сил не вошли ни в "Народный референдум", ни в "Талаку". Ждем появления третьего оппозиционного блока?

– В принципе, коалиционное строительство в политике – явление обыденное. Не важно, сколько блоков-коалиций создано и действует. Проблема в целях, которые, на самом деле, ставят перед собой "коалицианты". Это главное препятствие при достижении договоренностей. По моему мнению, сегодня противоречия в оппозиционном лагере носят принципиальный характер как никогда ранее.

– Слишком уж разношерстные политические силы собрались в "Талаке". ОГП, Белорусская партия левых, "Беларускі рух" Винцука Вячорки... Смогут ли идеологически полярные силы действовать единым фронтом?

– Понятно, что нас объединила не общая идеология. На самом деле оппозиционные организации имеют немало толковых программ, которые пригодятся после того, как рухнет диктатура. Но вот "программы" ликвидации авторитарного режима нам всем и не хватает. И левым, и правым, и центристам, и националистам. Инициаторов Альянса "Талака" объединяет общая цель – разработать и реализовать программу ликвидации диктатуры.

Ну а потом можно себе позволить и размежеваться.

– Анатолий Лебедько определил три первоочередных задачи "Талаки": изменить избирательное законодательство и правоприменительную практику, изменить общественное мнение по вопросу выборов, вернуть ситуацию с выборами в состояние 1990 и 1995 годов. Перед каждой избирательной кампанией встает вопрос об изменении Избирательного кодекса; власть вносит выгодные ей поправки в Избирательный кодекс, игнорируя мнение оппозиции. Что изменилось сейчас? Кто или что заставит Лукашенко вернуть ситуацию 1990-'95 годов?

– А что в конце 80-ых и начале 90-ых вдруг заставило назначенные в райкомах КПСС избирательные комиссии честно считать голоса? Именно массовая поддержка оппозиции большинством граждан страны.

Конечно, Лукашенко-Ермошина никогда не пойдут на либерализацию избирательного процесса. А вот десятки тысяч рядовых членов избирательных комиссий вполне могут согласиться с нашими идеями.

Понятно, это будет возможно только в том случае, если мы сможем существенно изменить общественное мнение (как в те времена) в свою пользу. Это также должно помочь привлечь к активному участию в кампании новые организации, тысячи граждан, которые сегодня политикой не интересуются. В общем, "За справедливые выборы" должна превратиться из оппозиционного мероприятия в широкую гражданскую кампанию по возвращению людям права выбора. Это наша главная цель.

Что касается изменений законодательства. Любой закон становится пустышкой (или "дышлом"), если в стране нет механизмов его защиты. Это прокуратура, правоохранительные органы, независимый суд. Поэтому, конечно, нужно стремиться изменить законодательство о выборах в части гарантированного участия оппозиции в формировании комиссий, прозрачности подсчета голосов, наведения порядка с досрочным голосованием.

Но искать ключ к успеху только здесь будет ошибкой.

– Какой формат участия "Талаки" в местной кампании?

– Формат участия в "выборах" как борьбу за депутатские мандаты даже и не обсуждался. А вот использование возможностей, появляющихся во время кампании, безусловно, оговаривались. Полного единства в этом вопросе у нас нет, но большинство организаций сходятся во мнении, что необходимо формировать единый список спикеров, представителей в избирательные комиссии и наблюдателей. Обязательно будет мобилизационная кампания по привлечению в наши ряды новых людей.

Что касается организации "За справедливые выборы", мы, понятное дело, не собираемся выдвигать спикеров. У нас совсем другие задачи.

– Новый альянс создан с прицелом на президентскую кампанию. В условиях существования нескольких коалиций "Талаке" нужно задуматься о выдвижении одного кандидата в президенты, иначе в 2015 году Беларусь повторит события 2010 года. Этого добиться весьма сложно, учитывая президентские амбиции и Лебедько, и Калякина, которые играют первую скрипку в новом альянсе...

– И Лебедько, и Калякин уже доказывали на деле, что умеют работать по правилам и соглашаться с результатами выбора единого, когда этот статус доставался не им, а другому человеку. Вспомните 2006 год.

Конечно, 2010 год, когда куча "кандидатов" кинулась "порезвиться", сильно подпортил имидж оппозиции. А уж что было потом (показания следователям, "признания" по БТ, подписанные соглашения на стукачество и т.д.) – и вовсе как страшный сон! Полагаю, что еще одна такая кампания – а этого никак нельзя исключать – может и добить оппозицию. Да и спецлужбы, уверен, обзавелись надежными помощниками, которые тоже будут выполнять задания и вести оппозицию на рифы.

– Анатолий Лебедько уверен, что альтернативы праймериз нет. Но ведь идея праймериз витает в воздухе не один год, но умы большей части оппозиции так и не завоевала. Существуют ли шансы провести праймериз сейчас?

– Не секрет, что я и сам скептически относился к этой идее: ее невозможно реализовать. Сейчас инициаторы предлагают эксперимент и провести праймериз в одном или нескольких заранее выбранных регионах. В случае успеха опыт можно распространить и на всю страну.

Главным результатом успешно проведенной кампании будет не только и не столько определение единого кандидата, сколько создание строго ранжированной группы лидеров сторонников перемен, прообразом "теневого правительства".

При наличии национального лидера сторонников перемен (единого кандидата), которого поддерживают сотни тысяч граждан, вполне правомерно может возникнуть вопрос о бойкоте президентских выборов в случае сохранения нынешних правил их проведения. Но, еще раз подчеркну, это возможно только в случае удачи пилотного проекта.

– Создание двух оппозиционных коалиций не изменило расстановку сил на политическом поле Беларуси: белорусский режим един, как всегда, белорусская оппозиция, как обычно, демонстрирует личные амбиции и недоговороспособность. Народ с каждой электоральной кампанией становится все аполитичнее: разуверяется и во власти, и в оппозиции. В этих условиях появление единого кандидата от оппозиции, а тем более – персональной альтернативы Лукашенко – становится призрачным. Так значит, шансов сменить власть у оппозиции никаких?

– Давайте вспомним недалекую историю. Белорусской оппозиции (увы!) никогда не удавалось выступить единым фронтом. Так было и в 1994, 2001, 2006 годах. Всегда считал и считаю, что без персонифицированной альтернативы, одними программами и декларациями о намерениях, диктатуру не победить.

Честно говоря, после 2010 года я рассчитывал на большую договороспособность и ответственность оппозиционеров. Особенно удивляет позиция отдельных молодых 30-35-летних политиков, которые, по-моему, ошибочно рассчитывают досидеть до пенсии на грантах.

В то же время, число недовольных режимом граждан очень быстро растет. Похоже, у власти нет для них больше популярных мер. Это потенциал, который может сработать. Конечно, это далеко не гарантия. Но это шанс, который должна использовать оппозиция.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFПрезидентские выборы 2015 ❯ Корнеенко: “Талаку“ единит цель – ликвидировать диктатуру