Онлайн-конференция с Сергеем Калякиным

zapraudu.info
15 декабря 2010, 12:31
На днях в офисе «Говори правду» прошла онлайн-конференция с лидером кампании «За справедливые выборы 2010» Сергеем Калякиным. Речь шла о проблемах, связанных с фальсификацией результатов, прозрачностью избирательного процесса и досрочным голосованием. В тестовой версии -- ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые читателями сайта «Говори правду».

- Может ли структура, которая занимается наблюдением на выборах, заодно и агитировать за кого-либо из кандидатов?

- Партия «Справедливый мир» на этих выборах не агитирует, а наблюдает за избирательным процессом.

-Что делать если заставляют голосовать досрочно?

-Вы можете пожаловаться в прокуратуру, ЦИК или вашу территориальную избирательную комиссию. Знайте, что это уголовно наказуемое деяние, и в каждом конкретном случае компетентные органы обязаны разобраться. Вообще было бы хорошо, чтобы вы сообщили об известных вам фактах нам -- в кампанию «Справедливые выборы». Делайте аудио и видеозаписи, фиксируйте на мобильные телефоны. Снятое видео можно отправить через наш сайт.

-Будет ли такая информация действительно значимой?

-Если у вас будет аудио или видеозапись, безусловно, это будет весомый документ. Кстати, если кто-то опасается за себя и не хочет называть своей фамилии, к нам все материалы можно отсылать анонимно. Главное, чтобы мы поняли, где снято видео.

-Какие нарушения уже зафиксированы?

-Нарушений зафиксировано много. Например, при формировании комиссий многим партиям и организациям не дали выдвинуть своих представителей. Вообще в комиссиях -- большинство представляют одного кандидата. Соответственно никаких действий в отношении этого кандидата, несмотря на даже уже имеющиеся нарушения его инициативной группы, они не совершают. Все помнят, что Лукашенко не пришел подавать документы в ЦИК на регистрацию своей инициативной группы, а это грубо противоречит закону. На это нарушение комиссия не отреагировала, потому что сформирована в основном из представителей власти, то есть, как раз из соратников одного этого человека. Также имеются факты сбора подписей за Лукашенко не членами его инициативной группы. Отмечено множество фактов давления на граждан с помощью административного ресурса. Следующий этап - попытка рецензировать программы кандидатов. Такие деяния имели место, но со стороны ЦИКа не было никакой на это реакции.

Кроме того, была отмечена масса так называемых «обычных» нарушений. Например, людям на предприятиях запрещали отдавать подписи за других кандидатов, говоря, что можно подписываться только за одного. И вместе с этим заставляли подписаться за Лукашенко.

- Что нам ждать после выборов? После оглашения результатов выборов ЦИКом вы планируете обнародовать результаты своих наблюдений?

- Днем голосования все, естественно, не закончится. Мы будем иметь данные о том, имели ли международные наблюдатели возможность видеть процесс подсчета голосов или, как обычно, смогли увидеть только спины членов комиссий. В целом по итогам кампании мы будем иметь реальную картину по Беларуси благодаря организованной системе получения данных с 250-ти избирательных участков. Результаты с этих участков будут вполне репрезентативными. Тут, как говориться, не надо выпить всю реку, чтобы составить мнение о качестве воды, а достаточно взять пробу воды в нескольких местах.

-Можно ли говорить о том, что нарушений на этих выборах будет меньше?

-По сути, ничего не изменилось. Все процессы, которые напрямую влияют на избирательный процесс и ход кампании, остались без перемен. Поменялись только некоторые внешние аспекты для создания видимости свободы и демократии. Весь этот либеральный фасад сделан на экспорт, чтобы показать западным партнерам «прозрачность» белорусских выборов. Я думаю, большинство людей видят и понимают, что ничего у нас к лучшему не изменилось.

- Каждый раз у наблюдения есть «неоспоримые доказательства», но, как правило, на деле наблюдение ничего не может доказать. Как вы на сей раз собираетесь убеждать международную общественность, что эти выборы сфальсифицированы?

-Я уже говорил, что у нас будет мониторинг на 250-ти участках. Мы будем знать, сколько людей придет на участки, нам будут видны все расхождения в результатах досрочного и основного голосования, мы можем следить:, будет ли кто-то находиться в помещении с урнами в не отведенное для голосования время. Мы наверняка будем иметь понятие о справедливости выборов и доведем всю информацию до международных наблюдателей. Признавать или не признавать выборы – это вопрос политический, тут уже мы не можем оказать давление.

-Можно отслеживать процесс досрочного голосования, во время которого будут осуществляться основные фальсификации?

-Мы попросили дать нам возможность круглосуточного наблюдения. ЦИК принял ряд дополнительных мер по сохранности урн и по вопросам опечатывания -- и урн, и помещений, а про круглосуточное наблюдение власти просто умолчали. Считаю, что они не имеют права уменьшать права наблюдателей. Все наблюдатели подадут прошения о круглосуточном мониторинге. Если нам не разрешат делать это в самом помещении участка, мы будем располагаться напротив помещений избирательных комиссий.

-Хочу быть наблюдателем, скажите, что мне для этого сделать?

-Вы можете связаться с нами по городскому телефону в Минске 281 68 13 или по мобильному 8 (029) 119 46 97. Единственное, что вы не сможете стать наблюдателем на этих 250 участках. Туда мы взяли специально обученных людей, которых подготовили для тщательного мониторинга.

-Верите ли вы в результаты экзит-пулов?

-Верю. Во всем мире это абсолютно нормальная практика, и она показывает, что результаты экзит-пулов мало отличаются от результатов, которые озвучиваются избирательными комиссиями. При честных выборах. У нас ситуация несколько иная. У нас и резульаты экзит-пулов могут зависеть от человеческого фактора. Я таким организациям, как «ЭКООМ», не доверяю, -- структура, абсолютно подконтрольная одному кандидату. Все те, кто сегодня заявлен в качестве возможных организаторов подобных опросов, в той или иной степени зависят от одного кандидата, поэтому доверять итогам этих экзит-пулов нельзя.

-БРСМ тоже будет проводить экзит-пулы. Могут ли другие общественные организации этим заниматься? Ведь разрешили молодежному союзу?

-В свое время при нашей партийной структуре мы организовали социологическую службу. И вот эта служба всегда по итогам исследований выдавала, что рейтинг нашей партии чуть ли не 90 процентов! Я же понимаю, что при всем желании у нас никогда не было такой популярности, и это просто наша структура желала нам угодить. Поэтому к социологическим службам, созданным при идеологизированных организациях, я отношусь критически.

-Как вы относитесь к участию в экзит-пулах независимой кампании «ТНС-Україна»?

- Я считаю, что это оплаченный заказ. Причем, заказ государственной структуры. Мне кажется, не стоит ожидать объективности от результатов таких исследований.

-Кем финансируется ваша кампания?

-Всего 14 организаций несут расходы по финансированию своих представителей -- тех, кто участвует в этом проекте.

-Расскажите подробнее о том, как и где вы будете проводить мониторинг?

- На те 250 участков, о которых я говорил, мы направляем 1000 человек. Остальные участники проекта также будут наблюдать в день выборов. Но работающих по специальной системе будет именно 1000 человек в 50 городах и районах страны. Считаю преждевременным рассказывать в подробностях о системе наблюдения и о конкретных местах проведения мониторинга, чтобы властям было сложнее чинить нам преграды.

-Есть информация о том, что с членами комиссий проводят некие тренинги, во время которых им объясняют, как устраивать фальсификации?

-Наблюдатель Валентина Святская проинформировала нас о том, что членов комиссий инструктировали: как помешать независимым наблюдателям делать свою работу, как подбирать лояльных наблюдателей. Подобный инструктаж недопустим в демократической стране. Международные наблюдатели имеют еще меньшие права, чем наши наблюдатели. Самыми большими возможностями обладают члены комиссий. Они могут смотреть подробные отчеты о голосовании, и вообще обладают максимальной информацией. С ними мы провели обучающие тренинги по поведению во время избирательной кампании.

-После достигнутых договоренностей между Медведевым и Лукашенко очевидно: Россия признает выборы.

-Я не уверен, принято ли Россией решение признавать наши выборы. Возможно, достигнутые договоренности будут мотивом для этого. Однако у России есть широкий маневр для действий, поскольку, с одной стороны, она наблюдает в составе миссии ОБСЕ, а с другой стороны -- вместе с миссией СНГ. Более того, одна из групп наблюдателей может выборы признать, а другая заявит о фальсификациях и нарушениях.

-Как вы относитесь к миссии наблюдателей от СНГ?

-Всегда ими принималось решение о признании наших выборов. Так как и в других странах СНГ есть проблемы с демократией, в этих условиях лидеры стран поддерживают друг друга. Но нам важны результаты не миссии СНГ, а миссии ОБСЕ. Что касается СНГ, так или иначе их выводы должны соответствовать конвенции о выборах, принятой странами содружества. И мы будем сравнивать заключения миссии СНГ на соответствие пунктов их конвенции.

-Говорят, что можно голосовать по студенческому билету. Законно ли это?

-Можно голосовать по документу, заменяющему паспорт. По студенческому нельзя.

-Как вы оцениваете прошедшие теледебаты?

-Это был вполне успешный опыт -- как для зрителей, так и для участников. Живое общение гораздо лучше «говорящей головы».

-Как вы относитесь к предложению Некляева сняться всем кандидатам?

- У меня двойственное отношение к этому. С одной стороны, это мощный политический ход. Тем самым мы говорим, что выборов нет, отсутствует конкуренция в борьбе за пост президента. Демократические кандидаты уходят, так как не хотят быть ширмой для фальсификаций. С другой стороны, мы ведь знаем, что все не уйдут, так как есть кандидаты, которые баллотировались только потому, что их «пригласили» как раз быть ширмой.

-Прокомментируйте высказывания генпрокуратуры о незаконности собрания на площади?

-Право каждого гражданина -- идти на площадь. Это не митинг и не призыв к силовым действиям. Это право, если ест желание, подвести итоги выборов. Поэтому не вижу ничего противозаконного в акции 19 декабря.

-Что нам сделать с Ермошиной?

- В каком смысле? Она просто складывает цифры с областей. Другое дело, что центральная комиссия не делает никаких шагов для минимизации фальсификаций.

-Какие стадии избирательного процесса наиболее уязвимы для фальсификаций?

- Уязвимое место -- это досрочное голосование. Все эти «досрочные» бюллетени легко заменяются бюллетенями, «нужными власти». Второй момент -- подсчет голосов, который практически не контролируется.

-Что делать студентам, которых заставляют идти на досрочное голосование?

-Ну, тут остается только личное мужество каждого -- противостоять давлению и не идти на компромисс с совестью. И, как я уже говорил, анонимно вы можете сообщить нам о фактах насильственного принуждения к голосованию раньше 19 декабря.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFПрезидентские выборы 2010Справедливые выборы ❯ Онлайн-конференция с Сергеем Калякиным