Попытка диалога между Беларусью и Западом - новый вызов для обеих сторон

Прежде всего, нужно обратить внимание на контекст этого заявления. Телевизионная передача, в которой участвовала Майра Мора, была посвящена событиям на востоке Украины. И в этой фразе дипломат призывает белорусов поддержать политику Лукашенко в отношении украинского кризиса.

Это тем более актуально, что позиции большинства белорусских граждан не совпадают с официальной линией государственного руководства. Белорусы в основном поддерживают Россию в этом конфликте.

Но одновременно заявление Майры Моры свидетельствует об очевидном изменении настроений европейских политиков что касательно белорусского режима. Украинский кризис сильно изменил весь геополитический ландшафт в Европе. В аналитической среде было много разговоров о том, что статус миротворца, который взял на себя официальный Минск, изменит отношение Запада к белорусскому режиму в лучшую сторону.

На мой взгляд, не только и не столько миротворческая активность руководства Беларуси, сколько весь контекст украинского кризиса влияет на корректировку позиций США и ЕС в отношении режима Лукашенко. Во время острого противостояния, обострения отношений между Западом и Россией на первый план в международной политике выходят вопросы геополитики, а проблема ценностей (прав человека, демократии) отодвигается немного в сторону. Когда на кону - угроза большой войны, то актуальность темы политзаключенных объективно уменьшается.

Так вот как раз в важном геополитическом вопросе - конфликте вокруг Украины - Беларусь, ближайший союзник России, пытается дистанцироваться от Москвы и занять позицию нейтралитета. Минск не полез в один окоп с РФ в войне с Западом, как это было в 1990-е годы.

Да, на белорусской территории расположились российские военные самолеты, Минск проголосовал в Генеральной Ассамблее ООН в поддержку РФ. Но, с другой стороны, Беларусь поставляет в Украину нефтепродукты, МАЗы, которые Киев использует в антитеррористической операции. Минск поддерживает дружеские отношения с украинским руководством, делает миротворческие усилия, чтобы достичь мира в Донецкой и Луганской областях.

Вот Россия ввела эмбарго на импорт продовольствия из ЕС. Беларусь не только не присоединилась к нему, но наоборот, использовала ситуацию в своих интересах и устроила транзит европейского продовольствия в РФ. Тем самым помогая сельскому хозяйству Польши, Литвы, Латвии, Норвегии и других европейских стран.

В ответ на подписание Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС Россия ввела экономические санкции против этой страны. А Лукашенко поехал туда с визитом договариваться о расширении торговли. И заявил, что, мол, договор об ассоциации с ЕС - это ваше суверенное дело.

Вообще, белорусский политический режим на контрасте и с Украиной, и с Россией стал выглядеть в глазах Европы и США не таким одиозным, как раньше. В Беларуси хоть и сажают в тюрьму за политическую деятельность, но никого не убивают, с 2000 года оппозиционные политики и журналисты не исчезают.

На фоне ежедневных жертв войны в Украине это оценивается по-новому. И по сравнению с Владимиром Путиным Александр Лукашенко стал выглядеть не самым "плохими парнем". На фоне угрозы с транзитом российского газа в страны ЕС через украинскую территорию белорусская стабильность повышается в цене для западных соседей.

Еще один момент. В Беларуси нет социального кризиса, каких-то трудовых конфликтов, публичных протестов. Социологи засвидетельствовали рост поддержки власти населением. Говорить о политической роли оппозиции в последнее время не приходится.

На этом фоне трудно требовать от Запада, чтобы он, несмотря ни на что, защищал белорусскую демократию. Если самим белорусам это не очень-то нужна, если они молчат, то почему Европа должна слишком откровенничать?

Что дальше? Думаю, нас ждет медленное потепление отношений между Беларусью и Западом. Позицию официального Минска пока нельзя назвать балансированием между ЕС и Россией. Скорее - только размораживанием отношений с Западом.

Если у оппозиции нет шансов на победу, если перспективы перемен не видно, ЕС будет делать ставку на сотрудничество с режимом Лукашенко. Не думаю, что этому сильно помешают президентские выборы 2015 года, которые пройдут по привычному сценарию. На этот раз таких масштабных репрессий, как после 19 декабря 2010 года, не будет. Ведь значительных протестов не предвидится. И можно будет сказать, что есть прогресс.

Определенным моментом истины в этом смысле станет вопрос об экономических и визовых санкциях, введенных Евросоюзом в отношении белорусских должностных лиц и крупных бизнесменов. Их срок действия истекает 31 октября 2014 года, и ЕС должен будет принимать решение: либо их продлить, либо прекратить, либо ввести мораторий на применение этих "ограничительных мер".

Но возникает вопрос о порядке дня этого диалога между Беларусью и Западом. Безусловно, на первое место выходит проблема урегулирования украинского кризиса и роли в этом процессе Беларуси. Во время визита Владимира Макея в Варшаву именно эта тема официально выдвигалась на первый план.

Есть еще вопрос сотрудничества в вопросе транзита и переработки в Беларуси продуктов питания и сельскохозяйственного сырья из стран ЕС для последующей продажи в России. Но это все скорее временные, конъюнктурные, текущие вопросы. На них сложно строить прочную основу отношений. А нужна долгосрочная повестка дня, "дорожная карта".

Да, идут переговоры об упрощении визового режима. Но этого мало. Диалог о модернизации - тема совершенно искусственная и несерьезная. Вопрос демократии и прав человека фактически вынесен за скобки диалога. Что еще?

В любом случае робкая попытка диалога между Беларусью и Западом - это новый вызов для обеих сторон.

Новости по теме

    Либерализации не будет

    Рискну прогнозировать, что на этот раз размораживание белорусско-европейских отношений (если оно состоится) не будет сопутствовать снижению репрессий против оппозиции и гражданского общества. Теперь это будут два параллельных процесса, которые неподробности

Последние новости