Экономическое обозрение недели

Экономические итоги января-сентября 2009 года показывают, что правительству, с помощью огромных внешних заимствований и работы "на склад", удалось поддержать валовое производство почти на прошлогоднем уровне.

Объем ВВП за истекшие девять месяцев составил почти 100 трлн. рублей или 99,7% к уровню прошлого года, однако по промышленности – 95,5%. Что касается качественных показателей, то они весьма плачевны. Дефицит внешнеторгового баланса товарами превысил 4,7 млрд.дол. Совокупная внешняя задолженность возросла примерно на 20%. Уровень инфляции исчисляется двузначной величиной. Дефицит госбюджета составил 185,5 млрд.руб. Внутренние долги экономики банкам возросли более чем на 22%. Оборотные средства предприятий на триллионы рублей остаются "замороженными" в остатках не нашедшей сбыта на платежеспособном рынке продукции и в дебиторской задолженности.

Возросло число убыточных и низкорентабельных предприятий. В промышленности таких предприятий сегодня почти половина, причем каждое пятое – убыточно. Практически все они неплатежеспособны, закредитованы.

Задолженность белорусских предприятий перед Россией выросла в 4 раза. Уровень средней рентабельности крайне низок, особенно в целлюлозно-бумажной и микробиологической промышленности, где она составляет менее 2%. В особо тяжелом положении находятся предприятия пищевой промышленности, совокупный чистый убыток у которых составляет порядка 500 млрд. рублей или 180-190 млн. дол. За ними идут предприятия машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, а также легкой промышленности. На убыточных и низкорентабельных предприятиях уровень заработной платы чрезвычайно низок.

По данным Министерства по налогам и сборам, в г. Минске в январе-августе с.г. у 19,4% юридических лиц уровень заработной платы был ниже прожиточного минимума. Еще у 21,1% не достигал и двух бюджетов прожиточного минимума.

Все это говорит о необходимости отказа от давно дискредитировавшей себя административно-командной модели развития. Однако власть пытается ее лишь улучшить, упростив вхождение в бизнес и процедуру его ликвидации, ведение внешнеторговых операций, некоторую либерализацию в ценообразовании, наметив совершенствование контрольной (надзорной)деятельности, налогообложения. Разумеется – это шаги в правильном направлении, их следует приветствовать.

Недостатком таких преобразований является отсутствие комплексного подхода, системы, их конечной цели. Необходимы основополагающие изменения в законодательстве в части защиты прав собственности, в регламентации функционирования бизнеса (как устанавливать цены, как платить зарплату, как называть должность и т.д.), внедрение принципа несущественности, устранение многочисленных противоречий в хозяйственном законодательстве. Либерализация , отказ государства от вмешательства в деятельность бизнеса должны сопровождаться незамедлительной ликвидацией на всех уровнях бюрократических структур, сокращением численности чиновного персонала.

Ключевым в экономике является вопрос ценообразования. Власти наметили определенные подвижки в этом вопросе. Министерством экономики принято решение регулировать торговые надбавки лишь по пятидесяти позициям товаров. По остальным контроль отменяется. Оптовая скидка впредь может делится между неограниченным количеством звеньев. Изменения для бизнеса положительные, однако все еще весьма далекие до полной свободы ценообразования –важнейшего принципа рыночной экономики.

Среди последних правительственных решений наиболее злободневными представляются президентские указы "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции"
и "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Первый из них направлен на либерализацию условий осуществления экономической деятельности юридических и физических лиц и борьбе с монополизмом. Второй системно распределяет контрольные функции между ведомствами, позволяет минимизировать вмешательство контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования. Его хотелось бы расценивать как отказ от тотального административного контроля. Он предусматривает переход к контролю по так называемым группам риска, осуществление проверок только за три последних года, а не бесконечный период. Если юридическое лицо либо предприниматель регулярно платит налоги и соблюдает другие критерии для отнесения к низкой группе риска, они подлежат проверке раз в пять лет. А при добровольном аудите предприятия вообще могут не проверяться.

Важную роль для оживления деловой активности должен сыграть также запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их госрегистрации. Шагами в правильном направлении следует считать также уменьшение госбюджета на 2009 г. на 11 трлн.руб., а также сокращение практики субсидирования плохо работающих госпредприятий, кроме бюджетной поддержки на льготирование процентных ставок по банковским кредитам.

Станислав Богданкевич, экс-глава Национального банка

поделиться

Новости по теме

    Прибыли больше нет

    Сумма чистого убытка промышленных предприятий выросла за полгода в 5 раз и составила 622,4 млрд. рублей. Чистый убыток за первое полугодие 2009 года получили 432 промышленных предприятия, или 20,7% от общего числа промышленных предприятий.подробности

Последние новости