Диалог должен быть без условий

О необходимости вступления Беларуси в Совет Европы, перспективах восстановления статуса в ПАСЕ, присоединения республики к ВТО и путях преодоления кризисных явлений в белорусской экономике читайте в интервью председателя Совета Республики Национального собрания Бориса Батуры информационному агентству "Интерфакс-Запад".

- Какие, по вашему мнению, факторы повлияли на изменение позиции ЕС в отношении Беларуси?

- В первую очередь, большую роль в этом сыграли вопросы энергетической безопасности самого Европейского Союза. В то время, когда вся Европа следила за развитием газовой ситуации между Россией и Украиной и ожидала, чем все это закончится, Беларусь вдвое увеличила транзит газа на европейский рынок. Мы показали себя стабильным, надежным партнером, что не осталось незамеченным со стороны Евросоюза.

Кроме того, в Европе наконец-то поняли, что государство, находящееся в центре европейского континента, нельзя изолировать. Думаю, что эти два фактора преобладали при изменении позиции ЕС в отношении Беларуси.

- Какой отпечаток накладывает на развитие экономических связей между Беларусью и ЕС низкий уровень политических отношений?

- Конечно, все в данном случае взаимоувязано, и сказать, что одно действует в отрыве от другого, нельзя. Пока сотрудничество в области экономики опережает политические взаимоотношения. С другой стороны, как бы ни вел себя ЕС в политическом плане, все-таки бизнес взаимодействует, а выгода, прибыль в данном случае преобладают над политической целесообразностью. Думаю, что участие Беларуси в программе ЕС "Восточное партнерство" будет способствовать выравниванию отношений в различных плоскостях, их динамичному развитию.

- Приведет ли наметившийся диалог между Беларусью и Западом к полной нормализации отношений? По каким направлениям, с какими европейскими структурами возможно наибольшее сближение позиций?

- Думаю, что сегодняшний диалог, переговорный процесс позволят нам двигаться в нужном направлении. В целом отношение к Беларуси со стороны наших западных соседей положительное и прагматичное. Европа понимает, что Беларусь должна быть полноправным субъектом европейского сообщества. Например, Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания недавно получил статус наблюдателя при Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Они нас нормально воспринимают, понимают то, что наше законодательство практически соответствует Европейской Хартии местного самоуправления. Полагаю, что наше дальнейшее сотрудничество будет способствовать развитию местного самоуправления в Республике Беларусь.

- Вы рассчитываете на положительный результат при рассмотрении вопроса о восстановлении для Беларуси статуса специально приглашенного в ПАСЕ?

- В Парламентской ассамблее Совета Европы положительно настроены в наш адрес, в том числе, и по вопросу возобновления статуса специально приглашенного. Другое дело, что звучат предложения восстановить этот статус пока на один год. Мы считаем неприемлемым, когда в отношении Беларуси пытаются применять политику короткого поводка.

- В ПАСЕ настаивают, чтобы в составе белорусской делегации присутствовали представители оппозиции. Вы с этим согласны?

- Это просто невозможно. Потому что такие действия повлекут нарушение нашего законодательства, регламента самой Парламентской ассамблеи Совета Европы. Как человек, не являющийся депутатом, может быть членом парламентской делегации? Представители европейских структур могут общаться с кем угодно - оппозицией, гражданским обществом и т.д. Но официальные контакты, имеется в виду присутствие на заседаниях ПАСЕ, Европарламента, должны осуществляться только с участием избранников народа.

- В Европе не понимают, как парламент может работать без оппозиции. В этом западные политики упрекают белорусские власти и предлагают совершенствовать избирательное законодательство.

- Конечно, в существовании полноценной и конструктивной оппозиции заинтересованы и власть, и общество. Ведь она способствует развитию политической культуры в государстве. И то, что в парламенте Беларуси сегодня нет оппозиции, это беда самой оппозиции, а не парламента. Если бы на выборах они смогли доказать людям свою значимость, то их бы избрали. Наблюдая за выборами в Могилевской области, я видел, что представители оппозиции старались стать депутатами.

Говоря о требованиях Запада сделать то или это, я бы подчеркнул, что все должно проходить без каких-либо условий. Там должны понимать, что сам процесс демократизации длительный. Мы не говорим, что этого
(выполнения условий Запада - ИФ) не будет. Будет. Но когда - сложно сказать, потому что эти процессы должны идти постепенно, общество должно их воспринимать.

- Беларуси следует стремиться в Совет Европы?

- Мы - европейская страна. Исторически предопределено, что Республика Беларусь должна быть в Совете Европы. И то, что нас сейчас там нет - невыгодно ни нам, ни им. Процесс вступления в Совет Европы - длительный процесс, но в нем надо участвовать.

- Будет ли способствовать расширению сотрудничества Беларуси и Евросоюза работа созданного Совета по белорусско-европейскому взаимодействию в Брюсселе (BELAREUC)?

- Безусловно. Чем больше будет создано площадок для диалога, взаимодействия на самых различных уровнях, тем более продуктивным будет продвижение сотрудничества Беларуси с Евросоюзом. Это касается и вопросов создания политического доверия, и расширения торгово-экономического партнерства. Главная задача общественных структур на сегодняшний день - это развенчивание мифов и стереотипов о Беларуси. Данный Совет, по моему мнению, справляется с этой задачей.

- Стоит ли на фоне потепления отношений с Западом рассчитывать на плодотворные переговоры по вступлению Беларуси в ВТО?

- Полагаю, что участие в инициативе ЕС "Восточное партнерство", переговорный процесс по присоединению к ВТО будет интенсифицирован. Думаю, пойдут более интенсивные переговоры с ЕС и США. Но хотел бы одновременно обратить внимание на то, что это не должно быть возведено в абсолют. Конечно, участие в ВТО дает определенные преимущества. Но не следует все-таки бросаться в омут с закрытыми глазами. В переговорах необходимо максимально учитывать интересы наших производителей.

- Тем более в условиях кризиса, который продлится еще неизвестно сколько времени.

- Действительно, ситуация в мировой экономике сложилась серьезная. Вместе с тем, мне кажется, что наша экономика в данной ситуации достаточно живуча и дееспособна. Хотя некоторые руководители не смогли своевременно и адекватно ответить на новые вызовы - может быть, не поверили в то, что должно было случиться. Наша экономика ориентирована на экспорт. И тот факт, что платежеспособный спрос на внешних рынках значительно снизился, отрицательно влияет на работу наших предприятий. Я полностью согласен с позицией президента страны, что сегодня надо всерьез заниматься реализацией продукции, более интенсивно развивать уже имеющиеся отношения - не только с Россией, но и со странами ближнего зарубежья, Латинской Америки и т.д. Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан испытывают серьезные потребности в белорусской продукции. Как говорит президент, надо работать на внешних рынках так, чтобы "искры из-под пяток вылетали".

- Не получится ли, что, откликаясь на данный призыв, предприятия начнут распродавать свою продукцию в убыток?

- Здесь, конечно, есть проблема. Неспроста главой государства заявлено, что в нынешних условиях продукция не должна продаваться в убыток. Но есть конкретные ситуации, когда нельзя потерять рынки, необходимо их сохранить. Ведь "омертвление" продукции на складах предприятий может принести еще большие убытки, чем продажа ее по себестоимости. Поэтому в этой ситуации надо принимать взвешенные решения даже, может быть, и в ущерб экономике того или иного субъекта хозяйствования. Производители должны быть более гибкими. Надо также серьезно заниматься стимулированием внутреннего спроса, больше работать на внутренний рынок. Сегодня в наших силах обеспечить импортозамещение по многим товарным позициям. На внутреннем рынке не дорабатывает министерство торговли в плане организации торговли, рекламы, если хотите, убеждения потребителя в том, что отечественная продукция не хуже импортной.

Кроме того, сами люди должны в этих сложных условиях проявлять больший патриотизм, покупая отечественную продукцию. В Европе, на которую мы хотим равняться, именно так и происходит.

- В полной ли мере белорусские банки способствуют стимулированию потребительского спроса?

- Насколько мне известно, сегодня прорабатываются меры для того, чтобы заинтересовать потребителя в приобретении белорусской продукции, предоставив новые выгодные предложения в сфере кредитования. Национальный банк и правительство серьезно занимаются этим вопросом.

- В условиях кризиса каждый спасает свою экономику как может, осуществляя в том числе и меры протекционистского характера. Насколько обоснованными являются претензии Беларуси по поводу существующих с российской стороны торговых барьеров?

- В данном случае не должно быть никакого протекционизма. Здесь должны побеждать здравый смысл, конкурентоспособная продукция. Нам известно, что участники саммита "двадцати" пришли к пониманию того, что протекционизм - это инстинктивная реакция на кризис, которая ведет только к усугублению ситуации. Такого ни в коем случае не должно быть в отношениях союзников. Заметно, что в последнее время наметились положительные подвижки в решении проблемы торговых барьеров. Эти разногласия будут урегулированы в том числе и благодаря усилиям главы белорусского государства. Недавние встречи президента Беларуси с российским руководством во многом были посвящены именно этой проблеме.

- Не кажется ли вам, что Беларусь могла бы с меньшими издержками пережить кризис, имея приватизированные предприятия? В данном случае у государства было бы меньше проблем, например, с реализацией продукции.

- Абсолютно не согласен с такими утверждениями. Как раз в период кризиса особо уязвимым оказался именно частный сектор. Сегодня все больше государств прибегают к таким антикризисным мерам, как национализация и деприватизация предприятий и финансовых учреждений. То, что мы наблюдаем хоть и небольшой, но рост ВВП на 1,1% по итогам первого квартала, подтверждает правильность избранного государством экономического пути. Кроме того, откуда бы инвестор ни пришел, он будет придерживаться политики того государства, где ведет свой первоначальный бизнес, а не того государства, куда он пришел с излишками своего капитала. В данном случае новый собственник будет заботиться только о своих интересах. Если ему будет выгодно, допустим, сокращать производство и трудовой коллектив, он это будет делать, невзирая на социально-экономическую политику государства.

- Существуют ли в нынешних условиях возможности для переориентации белорусского экспорта с российского направления? В состоянии ли наши экспортеры конкурировать на рынках Европейского Союза?

- Мы можем конкурировать на европейском рынке, как по качеству, так и по ценовому фактору. Считаю недопустимыми ссылки наших производителей о том, что у нас якобы выше энергозатраты. Но в Европе платят за газ больше, поэтому эти ссылки необъективны. Необходимо серьезно заниматься сокращением производственных затрат, поле деятельности для этого еще очень большое.

- У части экономистов, экспертов существует четко сформировавшееся мнение о том, что инвестиционное и налоговое законодательство препятствуют привлечению капитала в страну.

- Считаю, что наш инвестиционный климат является одним из самых привлекательных в Европе. В прежней должности я часто встречался с инвесторами, представителями частного бизнеса, которые не высказывали негативного мнения относительно инвестиционного законодательства. Есть много примеров успешной работы на нашем рынке солидных компаний. Что касается налоговой сферы, то здесь есть вопросы. Сегодня правительство вместе с парламентом работает над налоговым законодательством. Надо серьезно поправлять Особенную часть Налогового кодекса. Главное упорядочить налогообложение и сделать его стабильным. Правительство и парламент настроены на то, чтобы бюджет следующего года формировался на основе нового налогового законодательства.

поделиться

Новости по теме

    Поможет ли Россия вернуться Беларуси в ПАСЕ?

    Российская делегация в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) инициировала обсуждение вопроса о создании парламентской контактной рабочей группы по восстановлению для Беларуси статуса специального приглашенного в Совете Европы. А нужно ли этоподробности

Последние новости