Беларусь запросила новый кредит и у Антикризисного фонда ЕврАзЭС

TUT.BY

В марте Минск направил в Антикризисный фонд ЕврАзЭС заявку на получение финансового кредита на поддержку стабилизационной программы правительства и Нацбанка Беларуси на 2015-2017 гг, сказано в сообщении Евразийского банка развития (ЕАБР), который управляет средствами АКФ.

В связи с этим команда экспертов банка во главе с директором проектной группы Антикризисного фонда Алишером Мирзоевым провела в Минске в третьей декаде марта консультации.

Сокращение внешнего спроса, особенно из-за снижения экономической активности в России и масштабной девальвации российского рубля, оказало существенное негативное воздействие на белорусскую экономику, обострив структурные дисбалансы, накопленные в предыдущие годы, считают эксперты банка. Ожидается, что по итогам 2015 года ВВП страны сократится не менее чем на 2%, а инфляция останется на уровне 18-20%. "Сокращение налоговых и таможенных сборов, вызванное снижением цен на нефть и экономической активности в Беларуси и странах ЕАЭС, может увеличить потребности бюджета и платежного баланса страны в дополнительном финансировании", - сказано в сообщении ЕАБР.

Угодив в пучину экономического кризиса Минск ищет источники финансирования. Власти Беларуси уже обращались за новыми кредитами в Москву (в общей сложности на 2,5 млрд долларов). Однако пока выбили только займ на 110 млн долларов и возможность пролонгировать выплату обязательств в 2015 году на 750 млн долларов. В марте Минск также пытался уговорить Международный валютный фонд начать новую программу, которая будет поддержана кредитом. Но МВФ принципиально настаивает на проведении глубоких структурных реформ. И вот сейчас новое обращение в АКФ.

В ЕАБР "в целом приветствуют меры новой экономической команды Беларуси, направленные на ужесточение денежно-кредитной политики через рост процентных ставок и переход к более гибкому режиму обменного курса в ответ на ухудшение внешней конъюнктуры". Такая политика, после отказа от административных мер по управлению обменным курсом и проведенной в начале 2015 года девальвации белорусского рубля, "помогла стабилизировать ситуацию на валютном рынке".

Вместе с тем эксперты банка считают, что "текущий уровень реальных процентных ставок, скорее всего, является очень высоким, и дальнейшее их снижение должно зависеть не только от темпов прогнозируемой инфляции".

Так, "ужесточение налогово-бюджетной политики через сокращение объема кредитования в рамках госпрограмм и её тесная координация с денежно-кредитной политикой на фоне гибкого валютного курса могли бы способствовать не только эффективному сокращению дефицита счёта текущих операций в текущем году, но и наращиванию международных резервов, стабилизации валютного рынка, снижению процентных ставок и направлению кредитных ресурсов в более эффективные проекты".

Экономисты ЕАБР также рекомендуют пойти на либерализацию ценообразования. "Политика по достижению внутреннего и внешнего равновесия, сопровождаемая снижением контроля над уровнем цен, свела бы к минимуму как размеры всплеска инфляции, так и его негативные последствия", - говорится в сообщении банка.

Наряду с мерами макроэкономической стабилизации ЕАБР рекомендует Беларуси провести структурные реформы в экономике. "Достижение устойчивых темпов экономического роста в стране в среднесрочной перспективе будет возможно только при условии проведения решительных структурных реформ через одновременную либерализацию цен и рынков и дальнейшую оптимизацию роли государства в экономике", сказано в сообщении банка.

По итогам переговоров эксперты ЕАБР и руководители правительства Беларуси "достигли договоренности продолжить подготовку программы макроэкономической стабилизации и структурных реформ, которая могла бы быть поддержана финансовым кредитом АКФ", сказано в сообщении.

В 2011-2013 годах между Беларусью и подконтрольном Москве Антикризисным фондом ЕврАзЭС действовала кредитная программа, в рамках которой белорусской стороне должен был быть выделен финансовый кредит в 3 млрд долларов. Однако последний, шестой транш (440 млн долларов) Минск так и не получил в связи с невыполнением 10 из 14 показателей программы.

Новости по теме

Новости других СМИ