В Беларуси разработаны стратегии устойчивого развития областей

Ирина Мурина, Ежедневник

Стратегии устойчивого развития для всех областей Беларуси разработаны и уже существуют на бумаге. Вопрос в другом: что с ними будет дальше?

Нужно отметить, стратегии областного уровня в нашей стране были разработаны впервые. До этого момента стратегии были, но на уровне района или города.

Разработка стратегий происходила в рамках проекта Европейского Союза «Содействие региональному и местному развитию в Республике Беларусь». Работа проводилась силами региональных, национальных и международных экспертов проекта, а также членами региональных рабочих групп, созданных при облисполкомах этих областей. Национальным партнером проекта выступал Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики.

«Поступил определенный заказ от государства о том, что хотелось бы изучить европейский опыт, использовать новые подходы в управлении развитием регионов в Беларуси, – поделилась с «Ежедневником» национальный эксперт проекта Юлия Дзингайло. – Поэтому основное внимание в ходе работы уделялось проведению анализа существующей политики регионального развития, выработке рекомендаций и повышению потенциала национальных партнеров в сфере регионального развития. Нами была проведена большая аналитическая работа, изучены институциональные, правовые рамки, подходы к бюджетированию в Беларуси, и сопоставлены с ведущим международным опытом в этой сфере. По итогам аналитической работы выработаны рекомендации для Беларуси, призванные модернизировать уже существующую систему».

По словам эксперта, полученные стратегии – это международный опыт плюс преломление на нашу действительность.

«Взяв за основу международные наработки, нам нужно было учитывать при этом особенности нашей белорусской действительности. К тому же у нас есть Национальная стратегия развития до 2030 года, и областные не могут кардинально от нее отличаться», – рассказала эксперт.

К слову, обязательная разработка стратегии на уровне области предусмотрена в рамках Законопроекта "О государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь". Напомним, судьба законопроекта, который представляет собой переход от директивной к индикативной системе управления экономикой, не определена до сих пор. Известно только, что проект закона был разработан уже в 2012 году, а в прошлом году документ фактически уже был готов для рассмотрения в парламенте, но до сих пор не принят.

«Стратегии уже есть, хотя Закон еще не принят, – заявила Юлия Дзингайло. – Документом нашего проекта была предусмотрена разработка первых в республике областных стратегий с тем, чтобы подготовить основных игроков в областях страны (областные исполнительные комитеты, бизнес-сообщества, НГО) к работе в новых условиях после принятия Закона. В соответствии с его положениями, в обязательном порядке в областях должны разрабатываться стратегии развития сроком на 10 лет и пересматриваться раз в 5 лет».


Точки роста

Одной из задач стратегий являлось определение в каждой области потенциальных точек роста, которые могли бы стать в будущем драйвером экономического роста.

«Обсуждение точек роста – наверное, было одним из самых интересных этапов работы. Во время обсуждения, когда собиралась вместе рабочая группа и все заинтересованные, порой выстреливали какие-то точки роста, которых никто не ожидал, – поделилась эксперт. – Пример из Витебской области. Понятно, что там традиционные точки роста – это Браславские озера, «Нафтан». А тут в ходе обсуждения обнаружилась новая – IT сектор. Как оказалось, и задатки для ее развития тоже есть».


Любопытные находки были обнаружены и в других областях Беларуси, заявила Юлия Дзингайло.

«Хочу заметить, что в соответствии с международным опытом, любая точка роста – это где-то 10 лет, чтобы развить ее из потенциальной в реально работающую, – рассказала эксперт. – На данный момент они не всегда готовы обеспечить рост, в них нужно дополнительно вкладывать, инвестировать, развивать исследования в данных сферах».



Могут новые стратегии стать «мертвыми»?

Сама по себе стратегия не предусматривает конкретных шагов или набора четких действий. В нашем случае стратегии определили цели и приоритеты, показали, в чем, каждая область видит свой потенциал, будущее своего региона. Это то, о чем высказались эксперты: специалисты областных администраций, преподаватели университетов, люди из бизнеса, активисты из общественных объединений. Следовательно, если общественность видит проблему тут и там, ее уже нельзя будет игнорировать и придется как-то с ней разбираться.

«На бумаге стратегии уже есть, и они стали результатом долгой и кропотливой работы многих профессионалов и просто неравнодушных людей. Наша функция, как проекта международной технической помощи, на этом заканчивается. Пожалуйста, приступайте, делайте. В общем, дальше – дело за государством, бизнесом, НГО, инвесторами и др.», – заявила Юлия Дзингайло.

«Стратегия – это инструмент, и так же как любой другой инструмент, она облегчает выполнение работы, делает ее более эффективной. Задачей проекта было его разработать и передать национальным партнерам. Воспользуются ли им, вот в чем вопрос, потому как если стратегию не использовать, она не работает», – подытожила эксперт.

Новости по теме

Новости других СМИ