Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Салідарнасць"

Группа ТРИВА — это фотографы Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие на рубеже 70–80-х годов при Кузнецком металлургическом комбинате (КМК).

Однажды их выгнали с основного места работы за очернение социалистического образа жизни, им пришлось уничтожить часть архивов, и они стали свободно заниматься фотографией.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Праздник Масленицы у шахтеров", Новокузнецк, 1984 год

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Заливка льда на стадионе "Металлург", Новокузнецк, 11 февраля 1984 года

Большая часть работ — это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов.

Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Торжественная регистрация новорожденного", ЗАГС Центрального района, 1 октября 1983 года

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике", школа № 62, Новокузнецк, Сибирь. 10 апреля 1983 года

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Электрослесарь на коксовой батарее", КМК, Новокузнецк, 1980 год

Это фото — слегка абсурдистское и сюрреалистичное — выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, — и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьев.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Опала куриной тушки"

Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил официальное существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Поход джентльменов в гости", Новокузнецк, 1980 год

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Счастье, проходящее мимо", Новокузнецк, 1 мая 1983 года

Эти фотографии — шедевры, потому что они — не про эффекты, а про человеческую жизнь, про вопросы бытия. Вот, например, "Счастье, проходящее мимо" — рядовая ситуация на демонстрации оборачивается целой притчей. И чисто технически эта притча передана ясно и четко, тут нет ничего лишнего, все работает на одну идею.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Коридор роддома. Кефир после родов», 1-й клинический роддом, Новокузнецк, Сибирь, 29 июня 1981 года

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Книжный магазин. Отдел букинистической литературы", Улица Кирова, Новокузнецк, Сибирь. 21 января 1983 года

Кроме художественной значимости, датированные с точностью до дня, фото ТРИВА ценны и как исторический документ: "Для нас уличная фотография — это единственный способ свободно снимать. Мы фактически фиксировали историю своего города. Другого способа не было. Нас никуда не пускали, никуда не приглашали. Наша мотивация была — съемка нашей истории, что происходит, чем дышит город", — говорит Соколаев.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Венок для собаки". Дети пришли в школу и увидели собаку, которую решили одарить цветами

На фотографиях "Манифеста ТРИВА" действительно много того, что захлестывает социальные сети волной ностальгии под лозунгами «у нас было настоящее счастливое детство без "айфонов", но с глубокими лужами, песочницами и совочками».

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Игры в "резинку", двор на улице Тольятти, Новокузнецк, 9 мая 1985 года

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Один в ванной", пока надевают сухие штаны на одного ребенка, другой дожидается своей очереди в ванной, Дом ребенка № 2. Новокузнецк, 29 мая 1981 года

С другой стороны, многое на этих фотографиях способно слегка отрезвить ностальгирующих. Кто-то заметил, что такие снимки могли бы служить обвинительными документами на гипотетическом процессе против государства под названием СССР.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Перекур на газовом баллоне", такая русская забава

Но в целом фотографии группы не воспринимаются как "чернуха" — скорее вдохновляют и вызывают нежность к людям. А главное — работают как машина времени: зритель словно гуляет по сибирскому городу тридцатилетней давности — иногда он подглядывает бытовую сценку незамеченным, иногда сталкивается с обитателями прошлого лоб в лоб, и те смотрят на него (путешественника во времени) подозрительно и с любопытством.

Фотографии, за которые авторов уволили с работы

"Люди в очереди", Новокузнецк, 1982 год

Новости по теме

Новости других СМИ