Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси

Дмитрий Заяц, Naviny.by

Правительство, похоже, всерьез взялось за пересмотр ранее изданных директив президента. В феврале этого года, напомним, был подготовлен обновленный вариант директивы о стимулировании предпринимательской инициативы. Наряду с ней, по информации БелаПАН, власти решили переписать и другую директиву, которая была издана в 2007 году и касалась экономической безопасности страны.

Кризис в РФ серьезно ударил по белорусским производителям, на промышленных гигантах не исключают массовых увольнений.


Торговые проблемы пришли на смену энергетическим

Работа по подготовке обновленных директив президента кипит — буквально на этой неделе Министерство экономики встречалось с бизнес-союзами и обсуждало обновленный вариант директивы, касающейся стимулирования предпринимательской деятельности.

Однако правительство пришло к мысли, что сегодня нужно обновить не только эту директиву, но и другой аналогичный нормативно-правовой акт за подписью президента, изданный в 2007 году.

Около восьми лет назад, напомним, увидела свет директива «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Акцент в ней делался на тотальной экономии импортируемых энергоресурсов — директива требовала «организовать жесткий контроль» за их рациональным использованием.

Такая директива в 2007-м появилась в Беларуси неслучайно и была вызвана коренным пересмотром условий импорта энергоресурсов. Напомним, в 2007 году стоимость российского газа для Беларуси выросла более чем в два раза. Так что задача экономить тепловую и электрическую энергию в те времена была особенно актуальной.

Однако за истекшие с тех пор время вызовы, с которыми сталкивается Беларусь, поменялись, поэтому нынешние планы экономических властей переписать директиву, принятую в 2007 году, вполне объяснимы.

По информации БелаПАН, планируется, что финальный вариант новой редакции директивы должен быть представлен в правительство к маю. Предполагается, что в новой директиве будет сделан акцент на вызовах, с которыми столкнулась экономика страны в последнее время в связи с событиями в России.

В частности, экономические власти планируют в директиве акцентировать внимание на необходимости диверсификации белорусского экспорта. Данная задача сегодня особенно актуальна — в свете российского кризиса, который привел к снижению спроса на белорусскую продукцию, отечественным предприятиям необходимо находить новые рынки сбыта, и об этом постоянно в последнее время говорят члены правительства.


Угрозы для национальной безопасности

В ходе консультаций белорусской стороны с Минэкономразвития России было озвучена оценка, согласно которой Россия может сократить объем импорта в 2015 году на 30%.

«Для нас это означает, что без диверсификации рассчитывать на экономический рост в 2015 году не приходится. Все схемы экспортной поддержки необходимо сконцентрировать на новых рынках», — подчеркивал министр экономики Владимир Зиновский, представляя недавно в парламенте программу деятельности правительства на 2015 год.

Руководство Минэкономики обращало внимание, что диверсификация экспорта крайне необходима для снижения рисков, возникающих на восточном направлении. «Без этого невозможно вести речь о снижении рискованной зависимости от Российской Федерации», — отмечал Владимир Зиновский.

Сегодня зависимость белорусских предприятий от российского рынка сбыта более чем очевидна. Согласно данным, которые в феврале рассматривались на заседании Совмина, в экспорте предприятий Минсельхозпрода, Минстройархитектуры, Минздрава и концерна «Беллегпром» доля России составляет порядка 80-90%, а в некоторых случаях и выше.

Высокая зависимость Беларуси от российского рынка сбыта, безусловно, является серьезным риском для нашей страны. И сегодня, когда российская экономика вошла в рецессию, этот риск реализовался.

Эксперты по вопросам внешней торговли отмечают, что диверсифицировать белорусский экспорт очень важно, но при его нынешней товарной структуре это вряд ли получится сделать.

«Проблема состоит в том, что наши предприятия недостаточно конкурентоспособны, чтобы выходить с большой группой товаров на другие рынки. С тем, что мы традиционно продаем на российском рынке, мы вряд ли сможем диверсифицироваться», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Экономист обращает внимание, что даже на традиционном российском рынке позиции белорусских производителей стали ухудшаться. «Согласно данным Comtrade, наша доля в российском импорте продукции машиностроения снизилась за последние годы с 5,6% до 1,9%», — констатирует Точицкая.

По мнению эксперта, вывести Беларусь на другие рынки сбыта реально могут только частные компании при условии выпуска конкурентоспособной продукции.

«Диверсифицироваться можно с новыми товарами, производить которые в состоянии эффективные частные предприятия», — считает Ирина Точицкая.

Наряду с диверсификацией экспорта еще одна важная тема, от которой зависит экономическая безопасность страны, — состояние государственного долга.

Параметры экономической безопасности говорят о том, что платежи на обслуживание и погашение госдолга по отношению к доходам республиканского бюджета не должны превышать 25%. В 2014 году этот показатель был заметно выше — примерно 40%.

По мнению экспертов, динамика этого параметра экономической безопасности в будущем будет зависеть от состояния платежного баланса страны. Дело в том, что именно из-за большого дефицита счета текущих операций платежного баланса, который наблюдался в Беларуси в последние годы, стране пригодилось привлекать заимствования.

Кстати, на этой неделе глава миссии Международного валютного фонда в Беларуси Дэвид Хофман заявил, что дефицит счета текущих операций Беларуси в 2015 году может составить 7% ВВП.

«Такой дефицит для Беларуси слишком большой. Мы не думаем, что белорусы в состоянии самостоятельно финансировать такой дефицит», — заявил глава миссии МВФ и добавил, что приемлемый уровень дефицита находится в пределах 2,5-3% ВВП.

В свою очередь, белорусские эксперты считают, что величина дефицита как в этом году, так и в следующей пятилетке напрямую будет зависеть от проводимой в стране экономической политики.

«Если темпы экономического роста искусственно не будут стимулироваться, снизить величину дефицита и размер государственного долга вполне реально», — считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Однако, подчеркнул эксперт, «если официально на будущую пятилетку станут закладываться более высокие темпы роста (на уровне 5% в год и выше), это будет свидетельствовать о возврате к стимулированию внутреннего спроса со всеми неблагоприятными последствиями этого механизма для платежного баланса».

Новости по теме

Новости других СМИ