В Беларуси закроют все базары

interfax.by

Бурное развитие торговых центров в Минске в обозримом будущем приведет к закрытию или переориентации большинства рынков и базаров, считает руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.

— Рынок торговых центров оказался одним из самых быстрорастущих в Минске, — говорит эксперт. — Только в текущем году город должен прирасти на 150 тыс. «квадратов». Девелоперы начинают борьбу не только за арендаторов, но и за трафик. Чтобы привлечь посетителей, в ход идут огромные галереи на сотни магазинов, семейно-развлекательные центры и формат распродаж. Традиционным рынкам с прилавками нечего им противопоставить.

Специалист констатирует: вместе с собственниками торговых центров стали активно действовать и операторы. Многие компании осваивают масс-маркет и переориентируются на аудиторию с уровнем дохода ниже среднего.

— Покупательская способность населения упала, — поясняет Дмитрий Дробышев. — Брендовые сети стараются снижать цены и предоставлять скидки, делая ставку не на высокую маржу, а на объемы продаж. Это практически не оставляет шансов рынкам и базарам, которые за последние годы и без того растеряли свою аудиторию.

Представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» попутно напоминает: в 2013 году в Минске снесли старый Червенский рынок, а недавно стало известно о грядущей реконструкции рынка у торгового центра «Экспобел».

— Тенденция лишь отчасти связана с желанием властей перейти к более цивилизованным формам торговли, — считает Дмитрий Дробышев. — Ключевую роль сыграл экономический фактор: если в торговые центры потоки покупателей в последние годы росли, то традиционные рынки переживали бурный спад. Минск перешел на новый уровень, а те, кто не успел перестроиться, были вынуждены мириться со сложностями или закрыться — это естественный процесс.

В то же время торговые центры, по мнению специалиста, продолжают расширять свое влияние. На место «одиноким» объектам приходят торговые кварталы. Почти в каждом районе представлен мощный шопинг-центр, который замыкает на себе основной трафик покупателей. В целом Минск развивается в двух направлениях: строительство крупных торгово-развлекательных центров и открытие региональных объектов в спальных районах.

— Строящиеся гигантские моллы сейчас наиболее уязвимы, — полагает эксперт. — Представленные в стране ритейлеры не могут обеспечить их заполняемость, а мировые бренды в страну не спешат. Поэтому некоторые девелоперы развивают институт франчайзинга — открывают собственные магазины под известными вывесками. Для уже открытых торговых центров ситуация более радужная, поскольку они успели заручиться поддержкой крупных операторов.

По прогнозу Дмитрия Дробышева, выдержать сильную конкуренцию со стороны торговых центров смогут лишь некоторые столичные рынки. Это, в частности, касается Комаровки и ТД «Ждановичи», жизненный цикл которых далек от завершения.

— Они, конечно, уже не смогут вернуть себе былой успех, но в состоянии уверенно развиваться, — считает эксперт. — Многое, конечно, будет зависеть от того, смогут ли они адаптироваться к возросшим ожиданиям покупателей и найти свою нишу. Так, Комаровка, вероятнее всего, останется исключительно продуктовым рынком.

Новости по теме

Новости других СМИ