Правильные слова и реальные дела

Подготовил Андрей Лесков, UDF.BY

Лукашенко давно не выдавал таких перлов, которые прозвучали 29 апреля в послании белорусскому народу и Национальному собранию.

Впечатлениями, оставленными посланием президента с UDF.BY поделился руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

- Слова, который президент говорил про бизнес, экономические проблемы, правильные; если бы за его заявления последовали реальные дела – это было бы хорошо. Но президент подобные спичи произносит постоянно, но реального воплощения правильные слова практически никогда не получают, наоборот.

Отрадно слышать, что президент говорит о ставке на малый и средний бизнес, о необходимости его поддержки, замораживании роста налоговых ставок и числа налогов, о дальнейшем упрощении процедуры регистрации и ликвидации бизнеса, о простом понятном законодательстве… Но Лукашенко регулярно говорит эти вещи, но правильные слова не находят практического воплощения фактически никогда.

Та же процедура регистрации и ликвидации бизнеса упрощается. Но давайте не будем забывать, что с 1996 года президент провел две перерегистрации субъектов хозяйствования. Процедура регистрации постоянно менялась. На сегодняшний день, несмотря на упрощения, несмотря на то, что сроки регистрации сокращены максимально, процедура регистрации содержит целый ряд подводных камней, которые заметны специалисту, но неочевидны непрофессионалам. Эти подводные камни могут привести к краху бизнеса. Существует целый ряд ограничений, на который люди могут не обратить внимания, а не обратив внимание, попасть на деньги, что называется.

Два десятка лет президент Лукашенко мог решить эти проблемы, но так их и не решил.

Если посмотреть на налоговое законодательство, на законодательство об учете и контрольной деятельности, мы видим, что вместо планируемой либерализации часто происходит закручивание гаек для представителей малого и среднего предпринимательства. Например, с начала 2015 года государство существенно сузило поле для применения упрощенной системы налогообложения. Ранее был принял закон о бухгалтерском учете и отчетности, повышены квалификационные требования к главным бухгалтерам и руководителям небольших предприятий, которые для многих из них стали невыполнимыми.

Мы видим неоправданное расширение полномочий контрольных органов, особенно после принятия указа №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", проверки субъектов хозяйствования периодически приводят к их разорению. А ведь президент говорил, что не нужно вести контрольную деятельность так, чтобы она разоряла бизнес.

Ведь что главное? Поддержка малого и среднего бизнеса не требует затрат со стороны государства. Не нужно мешать бизнесу, и он сам вытянет себя и возможно, экономику страны. Пусть не всю, но внесет свой вклад в восстановление экономики страны. Но для этого малому бизнесу нужно просто не мешать. Чтобы не мешать – деньги не нужны, наоборот, деньги будут экономиться за счет заработков, содержания офисных помещений для контролирующих органов. Но для прекращения контроля над малым и средним бизнесом нужна политическая воля руководства страны, а этой воли не наблюдаются.

- Понятно, что "у нас же рост цен в основном от Кобякова". Но кто стоит за невыполнением указаний Лукашенко?

- Не знаю, кто стоит за невыполнением поручений главы государства. Я сомневаюсь, что в Беларуси существует массонский заговор, которые срывают правильные планы президента. Скорее всего, созданная главой государства система предполагает государственный контроль, а чиновники в русле установок, что государство не должно выпускать рычаги управления экономикой из рук, просто закручивают гайки. У нас никого не наказали за излишнюю «заботу» об интересах государства, а вот за гнилой либерализм, за утрату бдительности, за утрату контроля следует неотвратимое наказание.

- Вчера Лукашенко обещал до конца года важные решения в экономической политике. А что ему мешает принять необходимые экономические решения до президентской кампании?

- Не знаю, кто или что мешает президенту, может быть, излишняя занятость, может быть, не обращает внимания на экономику, поскольку занят своей избирательной кампанией. Но кто ему мешал за 21 год своего правления решить экономические проблемы, я не знаю. Сваливать на белорусскую оппозицию, на внутренних врагов не стоит, потому что белорусская оппозиция вообще ничего из себя не представляет, ее влияние на общество представляет бесконечно малую величину, а влияния на государственный аппарат вообще нулевое. Иностранные агенты? Вряд ли иностранцы тоже могли повлиять на Лукашенко и государственный аппарат.

Проблемы внутренние. А почему и как они возникли, думаю, лучше знают внутри госаппарата.

- Имеет ли Лукашенко план по выводу экономики из экономического кризиса? Или он вообще не признает наличие самого кризиса?

- Лукашенко признавал, что у нас с экономикой не все хорошо, скорее, все плохо. Использовал военную милитаристскую терминологию, говорил о неких фронтах. Думаю, он хотел бы выйти из экономического кризиса (а кто бы не хотел?). Продемонстрировал ли он в своем послании знание и умение, необходимые для выхода из экономического кризиса? Я думаю, нет.

Послание, на мой взгляд, было несколько сумбурным, Лукашенко давно не выдавал таких перлов, пожалуй, с самого начала своего правления. Думаю, это было послание растерянного человека, а не полководца, лидера, понимающего, куда нужно вести свою армию, свой народ.

Новости по теме

Новости других СМИ