Бизнесу обещают оттепель после выборов

Дмитрий Заяц, Naviny.by

Накануне выборов белорусский бизнес ведет переписку с органами власти по двум противоположным вопросам. С одной стороны, обсуждается редакция новой директивы о развитии предпринимательства, с другой — дискуссируется судьба постановления № 666, которое ущемляет интересы бизнеса.

Эксперты БелаПАН попытались спрогнозировать, каким будет бизнес-климат в стране после главного политического события.


Бумажная либерализация

В третьей декаде сентября из Министерства экономики поступила очередная редакция проекта новой директивы о развитии предпринимательства. Предпринимательские союзы, которые принимали участие в разработке либерального документа, остались присланным вариантом довольны.

«Мы непосредственно участвовали в разработке новой директивы. В последнюю редакцию директивы внесены многие наши предложения, учтены замечания, которые касаются повышения роли общественно-консультативных советов. Поэтому мы довольны результатом», — рассказал председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

Редакцию новой директивы власти совместно с бизнес-союзами пишут уже полгода. Предполагается, что документ будет принят в форме указа президента. Бумага, в подготовке которой принимают участие сотрудники Минэкономики, Администрации президента, Совета министров, создает ощущение, что страну ожидают либеральные изменения.

В частности, проект указа предполагает, что приостанавливать деятельность субъектов хозяйствования можно будет только по решению суда. В 2014-2015 гг. в Беларуси наблюдалась иная практика — магазины массово закрывались по решению Минторга.

Новая редакция директивы предусматривает также, что частный бизнес в заявительном порядке сможет выкупать арендуемые помещения. Пока этот вопрос никак не решается: предприниматели, которые много лет арендуют здания, не могут выкупить у государства производственные площади.

В общем, после прочтения директивы складывается ощущение, что условия для развития частного бизнеса станут заметно лучше.

Однако принятое месяц назад постановление № 666 создает у предпринимательских структур явное ощущение, что отнюдь не все представители вертикали власти готовы следовать либеральной директиве.

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец констатирует, что государство в директивах (принятой в 2010 году и в проекте ее новой редакции) берет на себя обязательство согласовывать с бизнесом принятие важных нормативных актов и предоставлять трехмесячный подготовительный срок для адаптации к законодательным изменениям.

«В случае с постановлением № 666 не было соблюдено ни первое, ни второе условие. И мы увидели нарушения норм как принятой в 2010 году директивы № 4, так и положений, заложенных в проект новой директивы. Правительство в процессе подготовки постановления № 666 совершенно не учитывало документы, подписываемые главой государства», — подчеркивает Александр Швец.

В общем, пока либеральные меры, которые касаются малого и среднего бизнеса, существуют лишь на бумаге. А на жизнь предпринимателей оказывают влияние совсем другие решения, которые либеральными никак не назовешь.


Деловой климат: оттепель после выборов?

В третьей декаде сентября пять бизнес-союзов вновь обратились в Администрацию президента с письмом, в котором настоятельно попросили отменить действия упомянутого выше постановления № 666.

Очередное обращение на К.Маркса, 38 предпринимательские союзы решили отправить в связи с тем, что их позиция не была услышана в правительстве.

«В правительстве, как нас проинформировали, сложилось мнение, якобы все вопросы по постановлению № 666, которые мы ранее поднимали, решены. Поэтому пять ведущих бизнес-объединений вновь написали письмо в Администрацию президента, где мы разъяснили ключевые вопросы, которые у делового сообщества вызывают обеспокоенность», — рассказал корреспонденту БелаПАН сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

Напомним, 666-е постановление вступило в силу в конце августа и ввело обязательную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства. Под требования о проведении экспертизы подпадают теперь большинство товаров потребительского импорта — бытовая техника, изделия легкой промышленности, продукты питания, товары для детей. Белорусским производителям проходить аналогичную экспертизу не требуется.

В новом обращении, которое в третьей декаде сентября бизнес-союзы отправили в Администрацию президента, подчеркивается, что действие 666-го постановления станет причиной ряда негативных последствий.

Предприниматели страны, говорится в письме, считают, что действие постановления приведет к увеличению цен на импортные товары, снижению налоговых поступлений от импортеров и активизации теневого сегмента на потребительском рынке.

«Не следует забывать, что чем больше ограничений и запретов, тем интенсивнее бизнес дрейфует в тень», — предупреждает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода.

По его мнению, после принятия такого рода постановлений, которые загоняют частный бизнес в тень, всякие директивы о либерализации становятся бессмысленными.

«Когда, с одной стороны, готовятся либеральные документы как указания нижестоящим чиновникам, а последние без обсуждения с бизнесом принимают постановление № 666, то зачем тогда нужна директива?» — задает риторический вопрос Сергей Варивода.

Скорее всего, прогнозируют представители делового сообщества, очередная попытка по борьбе с импортом не даст желаемых плодов и 666-е постановление власти отменят.

«Зарубежные партнеры нас могут наказать за то, что мы установили неравные условия хозяйствования. Мы ужесточили ввоз их продукции, соответственно, они могут ужесточить ввоз нашей продукции», — предполагает Виктор Маргелов.

Поэтому, учитывая негативный эффект действия данного постановления, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства предполагает, что 666-е постановление будет отменено. Однако процесс этот будет небыстрым, прогнозируют представители делового сообщества.

«Шансы на тихую отмену 666-го постановления высоки, но правительство попытается соблюсти приличия. Нельзя ведь отменять такого уровня документы на следующий день — сразу возникнет вопрос, как их готовили и почему вообще принимали», — говорит Сергей Варивода.

Судьба предыдущих решений белорусских властей по борьбе с импортом подтверждает, что их рано или поздно приходится отменять. Скорее всего, 666-е постановление после выборов ждет такая же судьба.

С другой стороны, оттепель в белорусский бизнес-климат может придти в связи с тем, что на четвертый квартал 2015 года запланирован пик переговоров Беларуси с кредиторами. Последние, как известно, требуют от белорусских властей снизить степень госрегулирования экономики и повысить роль рыночных механизмов ее функционирования.

Какая-то либерализация будет, прогнозирует Сергей Варивода.

«Возможно, пройдет главное политическое событие, и мы увидим некий разворот и понимание, что без развития частного бизнеса мы вряд ли выкарабкаемся из нынешней истории, называемой кризисом», — резюмировал в беседе с корреспондентом БелаПАН заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации.

Новости по теме

Новости других СМИ