Лукашенко готовит новый референдум?

Экс -судья Конституционного суда Беларуси Михаил Пастухов, sn-plus.com

Архивное фото с сайта TUT.BY
Последний референдум в Беларуси состоялся 17 октября 2004 года. Тогда глава государства испросил у народа согласие поучаствовать еще раз в президентских выборах. Если верить данным Центризбиркома, то народ с этим согласился.

Лукашенко меняет Конституцию, чтобы передать власть старшему сыну?

Когда и как это было раньше?

Возникает сугубо юридический вопрос: можно ли было выносить такой вопрос на референдум? Если прочитать статью 112 Избирательного кодекса («Вопросы, выносимые на референдум»), то становится ясно, что не могут выноситься на референдум вопросы, «…связанные с избранием и освобождением от должности … президента».

Прошло 12 лет. За это время многое изменилось, и не только в Беларуси. Свежая цитата от А. Лукашенко:

«Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые».


Для этого почему-то надо создать группу «мудрецов-юристов», которые вновь проанализируют Конституцию и внесут в нее поправки.

Понятное дело, что речь идет о серьезных поправках. Значит, их придется проводить через референдум.

Владимир Некляев: Место Лукашенко становится опасным Ему нужен преемник

Почему сейчас?

Парламентские выборы прошли. Угодные власти депутаты заняли места в парламенте. Они — плоть от плоти ее «дети» (кроме парочки «сирот») и находятся на ее полном содержании. Впереди — президентские выборы. Для действующего главы государства они будут шестые. Не много ли? Что скажет народ? Как на это посмотрит Европа и соседи? Может быть, уже хватит?

В этой связи было бы неплохо поменять конституционные декорации. Тогда народ увидит прежнего руководителя в ином свете. Он будет избираться уже по новому сценарию. Гораздо проще, но надежнее. Это как? А через парламент при поддержке самых массовых в стране организаций (БРСМ, «Белая Русь» и др.).

Думаю, что вопрос о внесении поправок в Конституцию не будет откладываться в долгий ящик. Ситуация в экономической и социальной сфере ухудшается с каждым годом и месяцем. Поэтому референдум может быть проведен весной или осенью следующего года. Во всяком случае, до президентских выборов в России (в 2018 г.). Догадались, почему? Чтобы не рисковать при смене кремлевского правителя.

Белорусскую Конституцию перепишут под Николая Лукашенко?

Какие еще вопросы?

Наряду с главным вопросом, для отвлечения внимания электората и к радости демократов, правозащитников и Европы могут быть внесены несколько вопросов либеральной направленности, в том числе: 1) о передаче части президентских полномочий парламенту и правительству; 2) об увеличении численности депутатов парламента за счет ликвидации верхней палаты; 3) о переходе к выборам по партийным спискам; 4) об отмене смертной казни; 5) о введении должности уполномоченного по правам человека; 6) о расширении полномочий местных Советов депутатов и изменении порядка избрания (назначения) председателей исполнительных комитетов (это можно расценить как бонус накануне проведения выборов в местные Советы депутатов).
На референдум могут быть предложены и иные поправки (скорее всего, их будет много и они будут предложены в виде новой редакции Конституции). Для чего? Очевидно, для улучшения имиджа Беларуси на международной арене и легитимации власти, которая сохранится в своей основе. После внесения поправок Беларусь будет принята в Совет Европы, хотя и останется в зоне влияния России.

Макей: Коля не будет преемником Лукашенко

В чем выгоды власти?

Александр Класковский сомневается в том, что руководитель Беларуси пойдет на изменение механизма избрания президента (через парламент). Такого же мнения придерживается политобозреватель «Снплюс» Валерий Карбалевич. По их мнению, речь идет о кардинальных изменениях политической системы, к чему власть просто не готова.

Да, в это трудно поверить. Но в своей статье А. Класковский приводит примеры, как в постсоветских республиках, где сохраняется неограниченная власть правителей, проводятся конституционные преобразования. С одной целью — еще больше укрепить эту власть (либо через увеличение сроков правления, либо через снятие возрастных ограничений). Почему Беларусь должна быть исключением? Тем более, что Конституция у нас никогда не была «священной коровой».

Выбор приходится делать из двух вариантов: «туркменского» (жесткого) или «армянского» (мягкого). При первом варианте открыто увеличиваются сроки правления и снимаются всякие возрастные ограничения для занятия должности президента. Второй вариант предполагает переход к парламентской форме правления, когда президент утрачивает часть своих полномочий и его избирает парламент. Но в обоих вариантах власть действующего главы государства сохраняется.

Мне представляется, что «армянский» вариант окажется предпочтительным для белорусского руководителя. Он в большей мере приближен к европейским стандартам демократии. При этом глава государства будет иметь возможность снова баллотироваться на должность президента. Как минимум, два раза. А через десять лет можно «двинуть» на это место другого человечка.

Правда, может возникнуть старая проблема: на референдум нельзя выносить вопросы, связанные с избранием на должность президента. Но, может быть, опять никто не обратит внимания на эту «мелочь»? Тем более, что изменения и дополнения в Конституцию будут предлагаться «пакетом», и вопрос на референдум будет выноситься примерно в такой редакции:

«Согласны ли Вы с поправками в Конституцию, предложенными первым президентом Республики Беларусь?».



Что делать?

Одно очевидно: демократические силы, независимые юристы, аналитики должны держать вопрос о предстоящих поправках в Конституцию под особым вниманием. В нем — ахиллесова пята действующей власти, которая не думает сдаваться и уходить на пенсию.

Новости по теме

Новости других СМИ