Кто разорил детище евразийской интеграции?

Сергей Веснин, Завтра твоей страны

Осиповичский вагоностроительный завод, куда были вложены огромные инвестиции Евразийского банка развития, скорее всего, объявят банкротом.

С просьбой признать предприятие банкротом в Экономический суд Могилевской области обратилось само руководство завода. По данным Единого государственного реестра сведений о банкротстве, пока, до 16 декабря 2016 года, введен защитный период. В течение этого времени предприятие не будут тревожить кредиторы.

Однако маловероятно, что менее чем за месяц завод сможет выбраться из долговой ямы.

Следует отметить, что Осиповичский вагоностроительный завод – один из крупнейших совместных проектов России и Беларуси в машиностроительной отрасли. В 2008 году российская компания «Гранд-Экспресс» предложила Белорусской железной дороге (БЖД) создать на базе вагоноремонтного депо в Осиповичах современное вагоностроительное производства. Так появилась компания Осиповичский вагоностроительный завод, в котором «Гранд-Экспресс» получил 74% акций, а БЖД — 26%. Основными владельцами «Гранд-Экспресса», по информации Завтра твоей страны, являются Михаил Рабинович и Кирилл Ковальчук (Опровержение от 12 декабря: по информации ЗАО «Гранд-Экспресс», Кирилл Ковальчук не является и никогда не являлся акционером или бенефициаром ЗАО «Гранд-Экспресс»).

Михаил Рабинович когда-то трудился в структуре Российской железной дороги (Опровержение от 12 декабря: по информации ЗАО «Гранд-Экспресс», Михаил Рабинович никогда не работал в ОАО «Российские железные дороги»), а уйдя из госкомпании, стал совладельцем первой российской частной железнодорожной компании ЗАО «ТК Гранд сервис экспресс». С 2005 года она поддерживает сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Ему также принадлежит завод по выпуску люкс-вагонов «Циркон-сервис».

Кирилл Ковальчук – племянник Юрия Ковальчука, влиятельного банкира из окружения Владимира Путина.

В 2011 году для ускорения реализации затормозившегося проекта в Осиповичский вагоностроительный были привлечены ресурсы Евразийского банка развития (ЕБР): 63,5 млн долларов. Всего для запуска завода требовалось 130 млн долларов. Но даже с этими ресурсами полноценное производство вагонов в Осиповичах началось только в 2013 году после жесткой критики российского компаньона со стороны Александра Лукашенко.

Впрочем, фактически завод был построен только за счет белорусского бюджета (Опровержение от 12 декабря: по информации ЗАО «Гранд-Экспресс», сумма прямых инвестиций ЗАО «Гранд-Экспресс» составляет 74 млн. долл. США. Сумма прямых инвестиций ГУ «Белорусская железная дорога», полученных в виде денежных средств и не возмещённых до настоящего времени, составляет 10,4 млн. долл. США). Вместо прямых инвестиций «Гранд Экспресс» одалживал совместному предприятию деньги под 11,5% годовых в валюте (Опровержение от 12 декабря: по белорусским законам, займы, полученные от инвестора, относятся к прямым инвестициям). Белорусское правительство выступило и гарантом кредита, выделенного ЕБР Осиповичскому вагоностроительному заводу. Именно из бюджета нашей страны в итоге и был погашен этот кредит. Но и это, похоже, не спасет детище евразийской интеграции от банкротства.

По словам источников Завтра твоей страны, прохождение через процедуру банкротства необходимо, чтобы перераспределить доли сторон в уставном фонде Осиповичского вагоностроительного завода. Планируется, что белорусская сторона станет владельцем контрольного пакета, остальные акции достанутся «Гранд-Экспрессу» и кредиторам предприятия. (Опровержение от 12 декабря: законы Беларуси не предусматривают возможности перераспределения акций в процедуре банкротства. По информации «Гранд-Экспресс», в настоящее время все имущество завода продано ГУ «БелЖД», а вырученные денежные средства направлены на погашение долга перед Министерством Финансов и отдельными кредиторами. ЗАО «Гранд-Экспресс» и другие кредиторы лишены возможности вернуть свои денежные средства, потому что у завода не осталось для этого имущества и денежных средств).

Новости по теме

Новости других СМИ