Сбылась мечта Лукашенко

Сергей Сацук, Ежедневник

Несколько дней пытаюсь осмыслить очередную сбывшуюся мечту президента и никак не могу понять эту эйфорию по поводу тарелочки с голубой каемочкой по имени "БелДжи". По мне так это гиря, которую мы еще долго будем пилить, в надежде, что она золотая.

"Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась", - заявил Александр Лукашенко на открытии завода.

Я не могу понять, откуда взялся "свой легковой автомобиль"? Даже если планы по локализации производства удастся осуществить, и в автомобиле будет около 52% белорусских комплектующих, это все равно будет китайский автомобиль Geely.

Я столько раз слышал от руководителей государства мысль о том, что Беларусь маленькая страна. Что мы не имеем таких ресурсов, как, например, Россия. Поэтому мы не можем позволить себе распылять свои средства, а должны концентрироваться только на том, в чем у нас есть конкурентное преимущество. В легковом автомобилестроении у нас нет и никогда не было никакого конкурентного преимущества. Нет ни школы, ни опыта, ни кадров, ни репутации. Ничего нет. Между тем, именно сюда, где неимоверная конкуренция, мы и влезли, потратив чужие, занятые под проценты деньги, которые еще и отдавать придется.

Под реализацию проекта китайский "Эксимбанк" выделил кредит в 246 млн долларов, из которых 158 млн - выданы под гарантии правительства Беларуси, то есть повиснут на нашей стране в случае неудачи проекта. Концерн Geely тоже вложился, но он почти не рискует ничем. Независимо от того, насколько будет прибыльным сам "БелДжи", китайский концерн в любом случае доложен свои деньги отбить. При самом худшем сценарии, когда машины белоруской сборки будут продаваться плохо и завод будет вынужден отдавать их по себестоимости или даже в ниже ее, Geely в любом случае свое получит, так как будет поставлять машинокомплекты, в которых уже будет забита необходимая маржа. А худо или бедно, что-то "БелДжи" будет продавать и, значит, в Китай будут течь денежки. А вот заработает ли что-то на проекте Беларусь - неизвестно. Я еще понимаю, если бы мы предложили бы на рынок действительно что-то уникальное. Ну, например, используя возможности своей химической промышленности наладили бы выпуск карбона и начали бы на "Белджи" делать недорогие автомобили с углепластиковым корпусом. Но ничего подобного нет. Автомобиль, как автомобиль, - ничем не выделяется среди десятков подобных.

Спорить о финансовом благополучии "БелДжи" можно долго, но не вызывает сомнение, что проект рисковый. Ради чего мы залезли в долги? Действительно ли нужен нам собственный китайский автомобиль? Достаточно вспомнить, где оказались МАЗ, БелАЗ и МТЗ с моторным заводом, когда вдруг сдулся российский рынок. Даже, если нам удастся не только произвести, но и продать ожидаемые 60 тыс. автомобилей в год, это совсем не то производство, которое гарантирует процветание страны в будущем. Это не то, о чем действительно стоит мечтать.

По моему мнению, мы взяли у китайцев кредит, чтобы приобрести себе еще одну головную боль - гирю, которую будем пилить еще очень в надежде, что она золотая.

Geely уже давно присутствует на белорусском рынке и несмотря на то, что имеет поддержку государства, не блещет. Более того, пришедший на рынок три года назад китайский LIfan очень легко потеснил своего собрата. Мне сложно представить себе, какие меры по стимулированию продаж Geely может придумать еще правительство, чтобы обеспечить успех амбициозному проекту, но эти стимулирующие меры в любом случае будут за счет нас.

Да, госаппарат пересядет на "белорусский" автомобиль. Спустят аграриям в качестве государственной поддержки. Госпредприятия обяжут покупать исключительно Geely. Таким образом, на год или два объем заказов будет обеспечен. Ну а дальше что? Опять надеяться на то, что Россия купит? Вешать на себя еще одну зависимость от Старшего брата? В этом мечта?

Есть еще маленькая надежда на то, что на базе завода в будущем мы создадим успешное производство электромобилей. Но когда это будет и будет ли вообще - большой вопрос. И тут опять нет никакой рациональной нити - строить завод прежде, чем создан сам автомобиль.

Я как не кручу это в голове, все равно никак понять не могу эту президентскую мечту. Даже если все получится в лучшем свете - все равно на мечту не тянет.

Новости по теме

Новости других СМИ